Разработки стратегии риска предприятия
е) годовые денежные потоки,
ж) баланс на конец последнего года плана,
з) политика поглощений и прибретений.
Теоретически каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс «цели - стратегии» задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные и обнародованные на предприятии стратегии заставляют персонал приспосабливать собственные цели к целям предприятия, собственные стратегии - к его стратегиям. Принятие предприятием стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.
На практике для многих российских предприятий характерна «размытость» комплекса «цели - стратегии». Обычными целями являются получение хорошей прибыли и развитие предприятия, стратегиями - сложившиеся традиции и методы деятельности. Такие стратегии теряют свой направляющий и стабилизирующий эффект, позволяют любое творчество персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств [5; 365].
Существуют ситуации, когда разработку стратегий необходимо начинать с нуля. Это происходит при резком изменении рыночной ситуации, например, появлении на рынке значительно более конкурентоспособной продукции, чем выпускаемая предприятием, либо при изменении собственных возможностей предприятия - ограничении возможностей в результате разделения предприятия (для современного российского рынка характерен распад союзов партнеров-учредителей), расширении возможностей в результате появления дополнительных источников финансирования. Также характерно для: российских предприятий принятие решения о разработке стратегий при существовании размытого комплекса, когда финансовая ситуация длительное время ухудшается (иногда - годы) и предприятие, приносившее ранее прибыль, становится убыточным. (В этом случае предприятие часто пытается решить проблему и другими способами: через оптимизацию орг-структуры, кадровый подбор, обучение персонала; но если стратегия не определена - раньше или позже принимается решение о ее разработке.) [3; 126]