Разработки стратегии риска предприятия
Стратегия - «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». При этом он особо выделял роль инвестиций. Инвестиции-затраты, осуществляемые в определенный период (или постоянно) с целью получения отдачи в четко очерченном будущем периоде. Классически различают следующие основные направления инвестиций: в физические активы, на НИОКР, в маркетинговые коммуникации. Однако, достижение успеха на рынке для ОАО «Акконд» возможно лишь при условии осуществления взаимосвязанных инвестиций в трех направлениях:
- создание крупного производства;
создание общенациональной (а затем и интернациональной) сбытовой и маркетинговой сети;
- создание дееспособного управленческого аппарата [9; 25].
Определение стратегии дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: «Стратегическая альтернатива определяется путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учетом приемлемого уровня риска». В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: «Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?»
Можно выделить несколько отличительных особенностей стратегии риска:
1. Процесс выработки стратегии риска не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия риска должка быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии риска в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе формулирования стратегий риска нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
5. При появлении более точной информации может быть поставлена пд сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Процесс реализации стратегии риска в ОАО «Акконд» может быть разделен на два больших этапа:
а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;
б) процесс стратегического управления - реализация стратегии риска во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчета и выбора альтернатив.
Стратегия риска для ОАО «Акконд» должна быть построена по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия.
Концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:
(1) Анализ окружающей среды:
а) внешняя среда,
б) внутренние возможности.
(2) Определение политики предприятия (целеполагание).
(3) Формулирование стратегиии и выбор альтернатив:
а) стратегия маркетинга,
б) финансовая стратегия,
в) стратегия НИОКР,
г) стратегия производства,
д) социальная стратегия,
е) стратегия организационных изменений,
ж) экологическая стратегия.
Результатом деятельности по предложенной выше схеме составаления стратегического плана ОАО «Акконд» является документ, называемый «Стратегический план предприятия» и имеющий обычно следующие разделы:
1. Цели и задачи предприятия.
2. Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
3. Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).
4. Функциональные стратегии,
5. Наиболее значимые проекты.
6. Описание внешних операций.
7. Капиталовложения и ресурсное распределение
8. Планирование неожиданностей. Приложения: расчеты, справки, другая деловая документация, в том числе:
а) объем годовых продаж по группам продуктов,
б) годовая прибыль и убытки по подразделениям,
в) годовой экспорт и его отношение к объему продаж по подразделениям,
г) изменения в наборе продуктов и доля рынка,
д) программа ежегодных капитальных затрат,