Теоретические основы стратегии риска предприятия
В рамках общего странового риска различают политический, системный рыночный и системный кредитный риски. Политический риск
- риск имущественных потерь в связи с изменением политической системы, расстановкой политических сил в обществе, политической нестабильностью.
Политический риск - один из элементов демократического процесса, связанный с оценкой и выбором альтернатив, а также с практическим воплощением принятого решения. Он характеризует политическую деятельность как тип предпринимательства с неполной предсказуемостью будущих результатов. Политический риск, с одной стороны, основан на возможности выбора, что является подтверждением свободы и самостоятельности политического субъекта, с другой, сопряжен с политической ответственностью, т.е. должен не только опираться на реальные предпосылки, но и преследовать реальные цели.
Риск - неотъемлемый элемент принятия политического решения, а поскольку оно принимается субъектом, то его оформление и осуществление во многом зависят от социально-психологических характеристик последнего. Этот параметр отражается в таких понятиях, входящих в теорию принятия решений, как восприятие и анализ рисковых ситуаций, уровень риска, портфель риска, профиль риска, замыкающихся на фигуре риск-тейкера - человека, берущего на себя ответственность за выработку, принятие и реализацию решения.
Политика - это цепь взаимопересекающихся и конфликтующих решений, что, безусловно, сопряжено с большей или меньшей степенью риска. Принятие решения как изменение позиции в оценке ситуации или в курсе намечаемых и осуществляемых действий, в смене приоритетов всегда осуществляется субъектом политики, чаще всего политическим лидером. А поскольку данный субъект по-своему оценивает мир и свое место в нем в процессе принятия решения, определяемого через просчитывание вариантов и посредством интуиции, важную роль играют его нравственные ценности, мировоззренческие установки и видение социального идеала.
Политические решения осложняются социально-экономическими факторами. Политический риск проявляется в форме неожиданного, обусловленного политическими соображениями и событиями изменения условий хозяйственной деятельности, создающего неблагоприятный для предпринимателя фон и тем самым способного привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли. Типичные источники такого риска - трансформация форм и отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам. Величину возможных потерь и определяемую ими степень риска в этом случае очень трудно предвидеть.
К политическим рискам ведут:
- невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения политической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введение эмбарго из-за отказа нового правительства выполнять принятые обязательства;
- введение отсрочки на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств [7; 101].
Главным фактором, определяющим политический риск, выступает неплатежеспособность государства. На уровень политического риска оказывают влияние законодательство и государственные органы. С одной стороны, они регулируют деятельность фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Для предпринимателя особенно важны акты и нормы, регулирующие налоговые и финансовые отношения. Без знания норм налогового и финансового права невозможно эффективно организовать и успешно реализовывать предпринимательскую деятельность. С другой стороны, законодательство характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного, определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предприятий среду, а это увеличивает уровень риска.