Постановка задачи
В однокритериальной задаче о назначениях задана стоимость образования той или иной пары, например стоимость исполнения каждой из работ каждым из исполнителей. Задан также целостный критерий – минимум стоимости выполнения всей совокупности работ. Для решения однокритериальной задачи применяются различные методы, основанные, как правило, на алгоритмах дискретного программирования. Далее мы будем использовать однокритериальную задачу о назначениях как вспомогательное средство при решении существенно более сложной многокритериальной задачи, изложенной выше. МЗН занимает промежуточное положение между задачами принятия индивидуальных и коллективных решений. Действительно, ЛПР стремится найти наибольшее число максимально удовлетворенных субъектов и объектов, основываясь на характеристиках, отражающих интересы и индивидуальные предпочтения субъектов и объектов. Но в ситуациях, требующих выбора, ЛПР руководствуется своими предпочтениями.
Рассмотрим задачу назначения трех сотрудников организации на три вакантные должности. С одной стороны, претендент на каждую должность обязан соответствовать определенным требованиям. С другой стороны, руководитель стремится предоставить каждому сотруднику должность, соответствующую его возможностям.
Предположим, что эксперты совместно с ЛПР, ответственным за назначения, разработали следующие критерии для оценки соответствия субъектов (назначаемых) и объектов (должностей).
Профессиональная подготовленность:
1)высокая;
2) удовлетворительная.
Умение руководить коллективом:
1) хорошее;
2) удовлетворительное.
Практический опыт:
1) большой;
2) небольшой;
3) отсутствует.
Приведем для примера формулировку оценок на «зеркальных» шкалах критерия «Профессиональная подготовленность». Шкала требований:
1) требуются работники с высокой профессиональной подготовкой.
2) достаточна удовлетворительная профессиональная подготовка.
Шкала возможностей:
1) претендент обладает высокой профессиональной подготовкой.
2) профессиональная подготовка претендента удовлетворительна.
Предположим, что эксперты охарактеризовали возможности субъектов следующими оценками по выбранным критериям: |
=(2; 1; 2); |
=(2; 2; 2); |
=(2; 2; 3). (Цифры в скобках обозначают номера вербальных оценок на приведенных выше шкалах критериев.) Например, второй субъект ( |
) имеет удовлетворительную профессиональную подготовку, удовлетворительное умение руководить коллективом и небольшой практический опыт.
Характеристики объектов: |
=(l; 1; 2); |