Густав фон Шмоллер
Густав фон Шмоллер (24.06.1838 – 27.06.1917) - немецкий экономист, родился в 1838 в Хайльбронне. Он изучал сочетание экономики, истории и науки управления в Тюбингене. В 1887 г. Шмоллер был избран членом берлинской академии наук и в тот же год назначен историографом Бранденбурга. С 1899 г. он, как представитель берлинского университета состоит членом прусской палаты господ.
Новая (молодая) историческая школа. Представители: Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Брюхер. Все они считали, что законы экономики не могут быть открыты посредством логических обоснований. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт, сравнительный анализ, факты. Считали, что экономическое положение личности зависти от исторически сложившихся правовых норм, влияющих на экономический механизм. Представители молодой исторической школы обращали внимание на этику, нравственные начала.
В своих произведениях Шмоллер отстаивал исторический метод исследования, противопоставлял его методу научной абстракции. Однако, применяя исторический метод, в чем он имел несомненные заслуги, он отрицал единство логического и исторического методов, чем существенно снижал научность своих концепций. Его методу был также свойственен эмпиризм, описательный подход к изучению экономических процессов. Исходя из этого, Шмоллер характеризовал политическую экономию как науку, которая изучает народнохозяйственные явления, определяет и описывает их.
Лидер новой исторической школы Г. Шмоллер делал особый акцент на роли хозяйственного "этоса" (греч. "ethos" - обычай, нрав), т.е. на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации и т.д. Наличие хозяйственного этоса является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный момент времени. Г. Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование ее представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития.
Особенно важным элементом подхода Г. Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы "над" интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создает значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой). Во всем учении о хозяйственном этосе можно усмотреть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хозяйственного этоса близко неоинституциональному термину "институциональная среда" а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности.
Большую известность Г. Шмоллер получил и как участник "спора о методе" [Methodenstreit] с представителем австрийской школы маржинализма К. Менгером в 1883-1884 гг. Г. Шмоллер отстаивал конкретно-исторические методы исследования и значимость индукции, приоритет социального целого, культуры, социума над действиями отдельных людей, в которых неистребимо ценностное, этическое начало. Он противопоставлял все эти аспекты приоритету дедукции, принципу методологического индивидуализма и идее об универсальности человеческой природы - эти тезисы отстаивались К. Менгером.
Г. Шмоллер выделял два пути экономического познания: синтетический и аналитический, отмечая сильные и слабые стороны каждого и настаивая на их сочетании. По критерию объективности и надежности знания Шмоллер признавал приоритет аналитического пути: «Разлагая явления на мелкие и мельчайшие составные части, он (человеческий разум) наблюдает последние, описывает, называет, классифицирует, приходит с помощью индукции и дедукции к объяснению причин, из которых проистекает каждое явление». Более того, Шмоллер признавал, что «телеологический и синтетический путь познания и истолкования… разных людей и в разное время приводил к различным результатам». И тем не менее аналитическому пути Шмоллер отводил вспомогательную роль, отмечая, что его результаты — «не последние истины», поскольку «основываются на фикции постоянства данного культурного состояния». Приоритетным для Шмоллера был именно синтетический путь, ведущий к познанию эмпирических законов, которые характеризуют изменения хозяйственных форм, и так называемых «законов развития», которые вскрывают «причины, обусловливающие . порядок смены явлений». Общий вывод Шмоллера близок позиции Книса: «Изучение народного хозяйства делается наукой в собственном смысле слова, отделяясь в качестве самостоятельной части от этики» — и на основе познания отдельных явлений «стремится давать предварительные образы целого, выставлять идеалы и практические учения».