Антиинфляционная политика в России.
Следует заметить, что проблема отличий индивидуальных ИПЦ для групп потребителей существует и в других странах. Но при невысоких торгово-транспортных барьерах, доминировании среднего класса в социальной структуре населения и наличии конкуренции на внутренних региональных рынках эта проблема не столь остра, как в
России с ее огромными пространствами и столь же огромной социально-экономической дифференциацией.
Далее, наряду с объективным ИПЦ для данной однородной группы потребителей, существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой ее государственного регулирования, как российская «инфляционные настроения» имеют не менее важное значение, чем объективные процессы влияния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.
Индивиды острее чувствуют повышение цен по товарам, занимающим, может быть, не столь большую долю в расходах, но приобретаемых регулярно, изо дня вдень, или затрагивающих жизненно важные интересы.
К числу первых относятся такие товары, как хлебобулочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного и железнодорожного пассажирского транспорта. К особо чувствительным товарам следует также отнести лекарства, медицинские и образовательные услуги, а также такие специфические товары, как алкогольные и табачные изделия, услуги такси в мегаполисах и т.д.
Кроме того, особое значение имеют инфляционные ощущения управленческого персонала компаний и бизнесменов (особенно проживающих в мегаполисах), принимающих решения на большинстве предприятий. Для
них важны цены на авиабилеты, услуги госучреждений (в том числе госпошлины, плата за получение лицензий и т.д.), ставки арендной платы за офисные помещения, за наем жилых помещений в частном секторе и т.д.
При этом цены на товары разового спроса (автомобили, телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут не оказывать сильного влияния на инфляционные ощущения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные средства. Следует заметить, что при исчислении ИПЦ учитывается снижение цен (с учетом роста качества) на товары в таких высокотехнологичных отраслях, как производство компьютеров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники, автомобилей и т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар природы» и не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных колебаниях цен потребитель острее воспринимает их рост, чем снижение. Кроме того, в России потребителями учитываются пережитые в последние, годы потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как это делают граждане стран с «экономикой всеобщего благосостояния».
Российское государство по-прежнему добивается снижения инфляции, проводя рестриктивную монетарную политику. В то же время оно допускает опережающий рост прямо или косвенно регулируемых цен на товары и услуги, являющиеся наиболее чувствительными для товаропроизводителей и населения. Это раскручивает инфляцию и поддерживает инфляционные ожидания экономических агентов.
Так, за 2004 г. потребительские цены
возросли на 11,7%,
платные услуги населению - на 17,7%. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги возросли на 23,5%. Следует также отметить, что из потребительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значительно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%),бензин (на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возросли на 28,3%, в том числе в топливной промышленности - на 64,7% и в электроэнергетике - на 11,5%. Цены производителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, в нефтеперерабатывающей - на 48,9%.[1]