Антиинфляционная политика в России.
За 1999-2003 гг. превышение ИЦП над ИПЦ составило 71,9% пункта. Однако уже к концу 2004 г. она сократилась до 6,5% пункта. При этом ИЦП за 2004 г. составил 128,3%, что, несомненно, говорит об усилении инфляционного давления на потребительские цены.
Таким образом, инфляция в 10-11% при росте цен производителей на 28% вполне объяснима, учитывая значительный рост доходов населения и регулируемых цен в последние годы. Однако снижение инфляции рассматривается Банком России в качестве главной цели денежно-кредитной политики.
Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса рубля к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Если за 1998 г. реальный курс рубля к доллару снизился в 1,9 раза (что резко улучшило ценовую конкурентоспособность российских товаропроизводителей и породило последующий подъем в обрабатывающей промышленности), то за 1999-2004 гг. реальное укрепление курса рубля относительно доллара составило 1,79 раза. При этом только за 2004 г. реальный курс рубля укрепился на 14,4%. В результате за 1998-2004 гг. реальный курс рубля к доллару снизился лишь на 6,3%, т.е. эффект девальвации рубля 1998 г. уже
практически исчерпан.
Во-вторых, для большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, что вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.
В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств и других видов обесценивающихся активов относительно оптимального их уровня. Кроме того, инвестировать в финансовые инструменты, номинированные в рублях, весьма рискованно, если нет уверенности в неуклонном снижении темпов инфляции. Невыполнение прогноза инфляции в 2004 г., несомненно, усилит инфляционные ожидания инвесторов.
В-четвертых, индекс инфляции (ИПЦ или другой, безразлично), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», под которыми понимается субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают и
«инфляционные настроения», т.е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять работодателям требования о повышении заработной платы. Собственно говоря, известный термин «инфляционные ожидания» есть проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.
При этом индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом большое значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, потребляемых индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Аналогичная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.