Проблемы при проведении фискальной политики
Фискальный дефицит, квазифискальные расходы центрального банка и совокупный дефицит в экономике России в 1992-1994 гг. (в % в ВВП)
Фискальный дефицит |
Квазифискальные расходы | |||||||
Россия |
Данные о фискальной политике в России в 1991-1994 гг. (в процентах к ВВП)
Позиция |
1991 r. |
1992 r. |
1993 r. |
1994 r. | ||||||
Бюджет Федерации | ||||||||||
Баланс | ||||||||||
Бюджеты регионов | ||||||||||
Внебюджетное субсидирование импорта | ||||||||||
Субсидии | ||||||||||
Баланс | ||||||||||
Из данных, содержащихся в таблицах, можно сделать вывод, что основной причиной неудачной или запоздавшей макроэкономической стабилизации в России была незавершенность внешней и внутренней либерализации их экономик, непроведение необходимых структурных реформ (прежде всего в сельском хозяйстве, топливо-энергетическом и военно-промышленным комплексе), "мягкое" финансирование нереформированного сектора государственных предприятий и банков, а также политическая и организационная слабость основных государственных институтов (например, налоговой и таможенной инспекции).
Политика медленного реформирования и дальнейшее финансирование неэффективных секторов экономики, проводимые под популистскими лозунгами социальной защиты населения (в особенности беднейших слоев), а также смягчения тяжести процесса трансформации, в действительности наложили на все общество огромное бремя инфляционного налога и вызвали к жизни многочисленные патологические явления, обычно сопутствующие высокой инфляции. Надо также учитывать, что длительный период очень высокой инфляции обычно приводит к значительной демонетизации экономики и разрушению налоговой базы на долгое время. Именно поэтому социальные расходы должны были быть сокращены.
Некоторые страны СНГ (Туркменистан, Таджикистан, Белоруссия, Узбекистан) в конце 1997 г. по-прежнему далеки от достижения первичной стабилизации. Причиной задержки являются попытки сохранить пережитки