Проблемы при проведении фискальной политики
Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична.
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
административные задержки;
пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Природа фискальных проблем России
в переходный период
Природа фискальных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.
Разные темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных странах не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем в постсоциалистическом мире.
Доходы, расходы и дефицит консолидированного бюджета государственного сектора в России (в % к ВВП)
Показа-тель |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996а |
1997б | |
Россия |
доходы |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
44,2 |
36,1 |
34,6 |
32,2 |
30,4 |
н.д. |
расходы |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
65,8 |
43,3 |
45,0 |
37,7 |
38,7 |
н.д. | |
сальдо |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
-21,6 |
-7,2 |
-10,4 |
-5,5 |
-8,3 |
-8,0 |
a Предварительные оценки
б Прогноз
Источник: EBRD [1996], EBRD [1997] и расчеты автора.
Общая сумма субсидий в России
в 1992-1994 гг. (в процентах к ВВП)
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. | |
Россия |
8,9 |
8,6 |
7,5 |