Итоги работы Администрации Волгограда на рынке муниципальных ценных бумаг
прошел конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение услуг генерального агента по обслуживанию размещения, обращения и погашения муниципальных облигаций Волгограда, обращающихся на биржевом рынке ценных бумаг (победитель - ОАО <Вэб-инвест Банк>);
разработаны и зарегистрированы в Министерстве финансов Российской Федерации условия эмиссии и обращения муниципальных облигаций Волгограда со сроком обращения 1-5 лет с фиксированным купоном;
согласованы документы с Московской межбанковской валютной биржей и Национальным депозитарным центром. Условия эмиссии и обращения облигаций муниципального займа Волгограда, зарегистрированные Министерством финансов Российской Федерации 6 июля 2005 г. (государственный регистрационный номер VGG-012/00274), предусматривали определение размера 1-го купона на аукционе с последующим уменьшением ставки купонного дохода на 0,5% в год. 21 июля 2005 г. генеральным агентом от лица Администрации г. Волгограда на ММВБ были размещены муниципальные облигации города в объеме 400 млн руб. По результатам аукциона размер процентной ставки 1-го купона был установлен эмитентом в размере 10,2% годовых. Усредненная стоимость заимствования для эмитента составила 9,7% годовых. Общий объем спроса на муниципальные облигации Волгограда - 731,8 млн руб., что явилось превышением предложения в 1,8 раза. В заявках были указаны ставки купона в пределах от 9 до 10,76% годовых. Из общего количества заявок (81 заявка) в ходе аукциона было удовлетворено 25 заявок, что составило 31%. Облигации были размещены среди коммерческих банков, финансовых компаний и брокерских контор. Срок обращения облигаций составляет 1092 дня (почти 3 года). Облигации имеют 12 купонов с периодичностью в 91 день. Ставка первых четырех купонов определена в размере 10,2% годовых; 5, 6, 7, 8-го купонов - 9,7%; 9, 10, 11, 12-го купонов - 9,2% годовых. В конце июля 2005 г. в установленные сроки полностью погашен 2-й выпуск 11-го городского займа в сумме 100 млн руб. и выплачен последний купонный доход. На наш взгляд, успешное размещение муниципальных ценных бумаг Волгограда обеспечено высоким уровнем кредитного качества города. Соотношение муниципального долга Волгограда и собственных доходов бюджета города является вполне приемлемым и не угрожает его финансовой устойчивости (рис. 3). На 1 января 2005 г. муниципальный долг Волгограда составляет 16% от суммы собственных доходов бюджета города, что значительно ниже предельного объема, установленного ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, если проанализировать отчетные данные за 2004 г. об исполнении бюджетов городов, являющихся эмитентами муниципальных ценных бумаг, чьи облигации обращаются на биржевом рынке, в части соотношения муниципального долга и собственных доходов бюджетов, то можно увидеть, что в отношении Волгограда наблюдается наиболее благоприятная картина (рис. 4). Проводя взвешенную политику в вопросе управления муниципальным долгом, Администрация г. Волгограда добилась наиболее выгодных для своего бюджета заимствований (рис. 5). Первоначально муниципальные бумаги размещались на срок от 3 мес. до 1,5 года на сумму от 4,5 млн до 90 млн руб. При этом в отдельные периоды (1997, 2002 г.) доходность муниципальных ценных бумаг была на уровне средней учетной ставки ЦБ РФ. Выход на биржу позволил привлечь заемные средства, в 3-5 раз превышающие предыдущие заимствования по объему и срокам, а также с доходностью на 3-4 п. п. ниже, чем действующие на период размещения учетные ставки ЦБ РФ. Немаловажную роль в привлекательности муниципальных ценных бумаг Волгограда для инвесторов играет тот факт, что за весь период размещения муниципальных займов ни разу не было допущено нарушения обязательств бюджета города перед инвесторами - все облигации и купонные доходы выплачивались строго в установленные сроки. Эту практику Администрация города намерена продолжать и в дальнейшем. Хочется отметить, что размещение муниципальных ценных бумаг на организованном рынке (бирже) потребовало от Администрации города освоения новых для нее функций: проведения конкурсов по выбору генерального агента (на внутреннем рынке роль генерального агента выполнял Департамент финансов Администрации Волгограда), взаимодействия с НДЦ, ММВБ. Анализ стоимости обслуживания муниципальных заимствований путем размещения ценных бумаг показывает, что размещение муниципальных ценных бумаг на биржевом рынке, несмотря на то что появляется такой вид платежа, как комиссия генерального агента, более выгодно, так как при увеличении объема размещения значительно уменьшается доходность ценных бумаг. Привлекая заемные средства, Администрация Волгограда управляет внутренним муниципальным долгом посредством: