Итоги работы Администрации Волгограда на рынке муниципальных ценных бумаг
Проводимые в Российской Федерации реформы налогового и бюджетного законодательства повлекли за собой отмену практически всех местных налогов (остались только земельный налог и налог на имущество физических лиц), изменение порядка распределения регулирующих федеральных и региональных налогов и сборов. В результате таких преобразований сократилась доходная база муниципальных образований. До настоящего времени расходные полномочия местных бюджетов существенно не уменьшились благодаря увеличению заработной платы работников бюджетной сферы, повышению тарифов на теплоэнергоносители. Такая ситуация приводит муниципальные образования к необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов в виде кредитов банков, а также размещения муниципальных ценных бумаг. В Волгограде муниципальные ценные бумаги (облигации городских займов Волгограда) начали размещать с 1997 г. Выпуская муниципальные ценные бумаги, администрация города преследовала несколько целей, в частности:
привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета города по ставкам ниже ставок коммерческих банков;
предоставление жителям города в условиях нестабильной финансовой обстановки возможности хранить свои сбережения в виде муниципальных ценных бумаг, обеспеченных бюджетом города, а также <под процент>, превышающий ставки кредитных организаций для физических лиц;
возможность привлечения средств для долгосрочных инвестиционных проектов. В настоящее время в городе сложился определенный опыт практической работы администрации с дилерами и инвесторами. Размещением муниципальных ценных бумаг на внутреннем рынке Волгограда занимается непосредственно Администрация г. Волгограда в лице Департамента финансов. Количество дилеров муниципальных займов Волгограда колеблется от 6 до 20, постоянными дилерами являются местные кредитные организации и финансовые компании. Кроме того, в размещении займов принимали участие финансовые компании и банки, зарегистрированные вне Волгограда. Безусловно, Администрация города с удовольствием вкладывала бы средства в долгосрочные окупаемые проекты, которые способствовали бы развитию экономики города, увеличению поступлений в его бюджет, улучшению социальных условий населения, однако межбюджетные отношения, существующие на данный момент, не позволяют это сделать. Хотелось бы подчеркнуть, что финансирование дефицита бюджета путем привлечения средств от размещения муниципальных ценных бумаг более выгодно для бюджета, чем финансирование посредством привлечения кредитов коммерческих банков. Это связано с тем, что ставки кредитования банков в основном превышают учетную ставку Центрального банка РФ на 3 пункта, в то время как займы можно разместить под меньший процент. Так, при ставке рефинансирования 18% займы можно было разместить под 12-14,5% годовых. В 2005 г. администрация при ставке рефинансирования 13% разместила муниципальные ценные бумаги под 9,7%. Кроме того, посредством выпуска облигаций можно привлечь значительно больший объем средств на длительный срок, так как обычно кредитные организации ограничены нормативами ЦБ РФ. С точки зрения стабилизации социальной обстановки в Волгограде муниципальные займы позволяют жителям города и региона получить больший доход от вложения денежных средств в муниципальные ценные бумаги, нежели от размещения средств на депозитах коммерческих банков. Всего с 1997 по 2004 г. было размещено 12 купонных и дисконтных займов (в том числе 25 траншей и выпусков) номинальной стоимостью 702,2 млн руб., в частности за 2003 г. размещено муниципальных займов на сумму 330 млн руб. К сожалению, в 2004 г. Администрация города не размещала займы. Но в текущем году ситуация изменилась, и мы продолжаем историю размещения муниципальных ценных бумаг (рис. 1). Доля средств, привлеченных от размещения муниципальных ценных бумаг, в общем объеме муниципальных заимствований составляет около 32% (в том числе за 2000-2004 гг. и в планах на 2005 г.) (рис. 2). До 2003 г. муниципальные ценные бумаги размещались на внутреннем рынке. В условиях исполнения бюджета города 2003 г. возникла необходимость привлечения заемных средств в большем объеме, чем привлекалось ранее на внутреннем рынке, в связи с чем Администрацией города было принято решение провести размещение на биржевом рынке. Выпуск ценных бумаг в крупном объеме более ликвиден, что положительно сказывается на доходности и позволяет увеличить срок привлечения средств. В мае 2003 г. Волгоград разместил муниципальные облигации 1-го выпуска 11-го городского займа на Московской межбанковской валютной бирже. Это был первый опыт биржевого размещения облигаций города, который оказался успешным: на аукционе по размещению было подано 72 заявки на общую сумму 369,7 млн руб., из них удовлетворено - 23. Цены, указанные в заявках, колебались от 100 до 112,5% от номинала. Доходность к погашению составила 11,7% годовых при действующей учетной ставке ЦБ РФ - 18%. Первый выпуск 11-го городского займа номинальной стоимостью 200 млн руб. был размещен в один день в полном объеме. Срок обращения облигаций составил 3 года, длительность купонного периода - 6 мес. В июле 2003 г. был полностью размещен 2-й выпуск 11-го городского займа номинальной стоимостью 100 млн руб.: срок обращения облигаций - 2 года, длительность купонного периода - 3 мес. Было подано 486 заявок на сумму 162,9 млн руб., из них удовлетворено 463 заявки. Цена <отсечения> составила 101,3% годовых, что соответствует доходности к погашению, равной 14,49% годовых при действующей учетной ставке ЦБ РФ - 16%. Показатель несколько превышает доходность к погашению по 1-му выпуску в связи с изменением ситуации на финансовом рынке, однако по сравнению со ставкой рефинансирования является положительным для бюджета города. Генеральным агентом 11-го городского займа выступил ОАО АКБ Банк <МЕНАТЕП СПб> (в настоящее время - ОАО <Национальный банк "ТРАСТ">), выигравший в 2002 г. конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение услуг генерального агента по обслуживанию размещения, обращения и погашения муниципальных облигаций Волгограда, обращающихся на биржевом рынке ценных бумаг. Администрация приняла решение не отказываться полностью от размещения муниципальных ценных бумаг на местном рынке, так как в процессе исполнения бюджета из-за неравномерности поступления налоговых платежей, связанной со сроками их уплаты, возникает необходимость привлечения заимствований не в таких крупных размерах, как на биржевом рынке. Поэтому в мае 2003 г. среди дилеров был размещен 1-й выпуск 12-го муниципального займа; размер 1-го купона составил 14,25% годовых, что представляет выгодную для бюджета доходность. Объем выпуска по номиналу - 30 млн руб., получено заявок на сумму 39,8 млн руб. Условия эмиссии дают эмитенту возможность изменять размер купонного дохода, поэтому доходность последнего купона составила 11% годовых. Средства, полученные от размещения муниципальных ценных бумаг, позволили снизить напряженность процесса исполнения бюджета, погасить часть кредитов, которые город был вынужден привлечь в начале года для финансирования защищенных статей бюджета. Что касается планов Администрации г. Волгограда на 2005 г., то общий объем привлеченных средств от размещения муниципальных ценных бумаг предполагается в сумме 450 млн руб. Администрация города отдает предпочтение биржевому размещению. С этой целью в 2005 г. была проведена подготовительная работа для следующего размещения муниципальных облигаций на организованном рынке: