Оценка аудиторского риска
Риск аудита или общий риск - это риск того, что аудитор может высказать неадекватное мнение в тех случаях, когда в документах бухгалтерской отчетности существуют существенные перекручивания, иначе говоря, по неверно подготовленной отчетности будет представлен аудиторский вывод без замечаний.
Риск аудита имеет три составляющих части:
свойственный риск,
риск, связанный с несоответствием функционирования внутреннего контроля;
риск не выявления ошибок и перекручиваний.
Свойственный риск - это способность остатка по некоторому бухгалтерскому счету или некоторой категории операций к существенным перекручиваниям, или способность к перекручиваниям по этим показателям в комплексе с перекручиваниями по другим счетам или операциям, с предположением, что к ним не применяются меры внутреннего контроля предприятия.
Свойственный риск возникает при условиях, не связанных с особенностями контроля на предприятии. Условия для него существуют на макроэкономическом уровне, и определяющее влияние оказывают внешние факторы. Для определения уровня свойственного риска предлагают собрать и изучить информацию о бизнесе клиента и отрасли промышленности, последнюю информацию финансового характера, знание бухгалтерского учета предприятия.
Во время разработки общего плана проверки аудитор оценивает свойственный риск на уровне финансовой отчетности. Это производится сравнением данных предварительной оценки размера свойственного риска с существенными остатками на бухгалтерских счетах и некоторых категориях операций. В случае недостаточного исполнения сотрудниками предприятия этого анализа, или их полного игнорирования, аудитор должен показать в общем плане проверки высокий размер свойственного риска.
Системой внутреннего контроля являются все внутренние правила и процедуры контроля, внедренные руководством предприятия для достижения поставленной цели - обеспечения (в пределах возможного) стабильного и эффективного функционирования предприятия, исполнение внутренней хозяйственной политики, сбережение и рациональное использование активов предприятия, предупреждение и выявление фальсификаций, ошибок, точность и полнота бухгалтерских записей, своевременную подготовку надежной финансовой информации.
Важной формой внутренне хозяйственного текущего контроля является инвентаризация средств и расчетов. Приказом генерального директора ОАО «Микура» утверждено, что инвентаризация расчетов проводится раз в квартал путем рассылки (по факсу и почте) покупателям и поставщикам актов сверки за предшествующий квартал. Это обязательство возложено на бухгалтера, который занимается расчетами с покупателями и поставщиками. Остатки денежных средств на валютных счетах предприятия показаны в декларации валютных ценностей и в справке о декларировании валютных ценностей, заверенной печатью Сберегательного банка России и Государственной налоговой инспекции г. Усть-Кута. Инвентаризация запасов на складах производится на основании приказа руководителя предприятия в составе утвержденной комиссии раз в год, для составления годовой финансовой и налоговой отчетности. На основании актов инвентаризации выявлено, что остатки по складу и остатки по данным бухгалтерского учета совпадают, корректировочных проводок не выявлено.
Согласно изданных руководителем приказов и сроков проведения инвентаризаций по актам можно сделать вывод, что проверки проводятся своевременно и отображают все необходимые данные.