Экономическая теория
Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой
. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.
Предельная налоговая ставка
есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.
Средняя налоговая ставка
– это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.
По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).
Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера
. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).
Схема 63.
Кривая Лаффера
Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.
Государственный бюджет
– план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. таблицу 27) :
Таблица 27.
Структура государственного бюджета
Доходы |
Расходы |
Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др. Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов Прочие доходы |
Финансирование экономики Социально-культурные и целевые программы Оборона Управление Трансферты Кредиты и помощь другим государствам Платежи по государственному долгу |
Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит
– это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.
В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.
Структурный дефицит
представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
Циклический дефицит
определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.