Экономическая теория
Принятие широких долгосрочных мер по реализации цели составляет содержание стратегии
(деловой политики) фирмы. Формирование стратегии обуславливается анализом внешних и внутренних факторов деятельности фирмы (схема 29).
Выбор стратегии фирмы
Схема 29.
Внутренние факторы https://dataslon.ru База компаний проверка контрагентов xfirm сервис по проверке.
Имидж фирмы
Возможности выпуска продукции
Факторы производства
Внешние факторы
Емкость рынка
Конкуренты
Государственное регулирование
Планирование коммерческой деятельности фирмы входит в системы организации управления и определяется его целью. Располагая факторами производства и соединяя их в различных технологиях, фирма выпускает готовые товары и предлагает их на рынке.
Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора называется производственной функцией
.
Q = F (L, K),
где Q- выход продукции, L, K – различное сочетание факторов производства
Модификацией производственной функции является изокванта.
Изокванта
– кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции (схема 30).
График, на котором представлен набор изоквант, называется картой изоквант
.
Схема 30.
Изокванта
Специфика анализа деятельности фирмы зависит от периода времени, в течение которого реализуется производственная функция. Краткосрочный период – в течение которого производственные функции остаются фиксированными. Долгосрочный период – отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.
Для анализа деятельности фирмы в краткосрочный период используются следующие показатели:
общий, средний и предельный продукт;
общие, средние, предельные, постоянные и переменные издержки;
совокупный, средний и предельный доход.
Общий продукт
(total product) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества фактора производства. Разделив общий продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получить средний продукт
(average product):
AP = Q : F
Предельный продукт
(marginal product) определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:
С ростом использования какого-либо производственного фактора при прочих равных условиях рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. В этом заключается закон убывающей предельной производительности
. Поэтому при определении размеров предприятия следует учитывать тот факт, что расширение производства целесообразно до тех пор пока предельный продукт больше или равен среднему продукту
Издержки производства
– затраты на приобретение факторов производства. Структура издержек производства отражена на схеме 31.
Схема 31.
Различие между явными и неявными издержками позволяет определить понятие прибыли в экономической теории (см. схему 32)
Схема 32.
Издержки производства можно классифицировать не только в зависимости от того, какие ресурсы используются, будь то ресурсы фирмы или внешних владельцев. Возможна классификация в зависимости от влияния на них увеличения масштабов производства (таблица 14).
Таблица 14.
Определение постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек производства
Издержки |
Определение | ||
Постоянные (FC) |
Издержки, которые не зависят от объема производства | ||
Переменные (VC) |
Издержки, меняющиеся в зависимости от объема производства | ||
Общие (ТС) |
Сумма постоянных и переменных издержек | ||
Средние |
Издержки производства на единицу продукции |
Средние общие издержки (АТС) | |
Средние постоянные издержки (AFC) | |||
Средние переменные издержки (AVC) | |||
Предельные (МС) |
Прирост общих издержек при производстве каждой новой единицы продукции |