Экономическая теория
Принятие широких долгосрочных мер по реализации цели составляет содержание стратегии
(деловой политики) фирмы. Формирование стратегии обуславливается анализом внешних и внутренних факторов деятельности фирмы (схема 29).
Выбор стратегии фирмы
Схема 29.
Внутренние факторы
Имидж фирмы
Возможности выпуска продукции
Факторы производства
Внешние факторы
Емкость рынка
Конкуренты
Государственное регулирование
Планирование коммерческой деятельности фирмы входит в системы организации управления и определяется его целью. Располагая факторами производства и соединяя их в различных технологиях, фирма выпускает готовые товары и предлагает их на рынке.
Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора называется производственной функцией
.
Q = F (L, K),
где Q- выход продукции, L, K – различное сочетание факторов производства
Модификацией производственной функции является изокванта.
Изокванта
– кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции (схема 30).
График, на котором представлен набор изоквант, называется картой изоквант
.
Схема 30.
Изокванта
Специфика анализа деятельности фирмы зависит от периода времени, в течение которого реализуется производственная функция. Краткосрочный период – в течение которого производственные функции остаются фиксированными. Долгосрочный период – отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.
Для анализа деятельности фирмы в краткосрочный период используются следующие показатели:
общий, средний и предельный продукт;
общие, средние, предельные, постоянные и переменные издержки;
совокупный, средний и предельный доход.
Общий продукт
(total product) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества фактора производства. Разделив общий продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получить средний продукт
(average product):
AP = Q : F
Предельный продукт
(marginal product) определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:
С ростом использования какого-либо производственного фактора при прочих равных условиях рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. В этом заключается закон убывающей предельной производительности
. Поэтому при определении размеров предприятия следует учитывать тот факт, что расширение производства целесообразно до тех пор пока предельный продукт больше или равен среднему продукту
Издержки производства
– затраты на приобретение факторов производства. Структура издержек производства отражена на схеме 31.
Схема 31.
Различие между явными и неявными издержками позволяет определить понятие прибыли в экономической теории (см. схему 32)
Схема 32.
Издержки производства можно классифицировать не только в зависимости от того, какие ресурсы используются, будь то ресурсы фирмы или внешних владельцев. Возможна классификация в зависимости от влияния на них увеличения масштабов производства (таблица 14).
Таблица 14.
Определение постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек производства
Издержки |
Определение | ||
Постоянные (FC) |
Издержки, которые не зависят от объема производства | ||
Переменные (VC) |
Издержки, меняющиеся в зависимости от объема производства | ||
Общие (ТС) |
Сумма постоянных и переменных издержек | ||
Средние |
Издержки производства на единицу продукции |
Средние общие издержки (АТС) | |
Средние постоянные издержки (AFC) | |||
Средние переменные издержки (AVC) | |||
Предельные (МС) |
Прирост общих издержек при производстве каждой новой единицы продукции |