Экономическая теория
и межотраслевую конкуренцию.
Таблица 10.
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
Признаки |
Внутриотраслевая конкуренция |
Межотраслевая конкуренция |
Субъекты |
предприятия одной отрасли |
предприятия разных отраслей |
Объекты |
лучшие условия производства и сбыта |
сферы наиболее прибыльного вложения капитала |
Предпосылки |
различие индивидуальной стоимости однородных товаров |
различие нормы прибыли в отраслях экономики |
Результат |
рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары |
средняя прибыль и цена производства |
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют
ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция
- борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого.
Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.
Неценовая конкуренция
- это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.
Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция
означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция
существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:
монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.
Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур показаны в таблице 11.
Таблица 11.
Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций
основные черты |
Совершенная конкуренция |
Чистая монополия |
Олигополия |
Монополистическая конкуренция |
количество фирм на рынке |
множество независимых |
одна крупная |
несколько крупных |
достаточно много |
тип продукта |
стандартизиро- ванный |
уникальный |
стандартизиро-ванный |
дифференциро-ванный |
контроль над ценой |
отсутствует |
полный контроль |
влияние ценового лидера |
влияние ограничено |
вход в отрасль |
относительно легкий |
очень трудный |
трудный |
вход и выход возможны |