Экономическая сущность издержек обращения торговли (общественного питания), их состав и классификация
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя до потребителя [5].
Издержки обращения торговых предприятий классифицируются следующим образом [4]:
1. По участию в образованию стоимости. По этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные. Чистые издержки обращения - это затраты торговых предприятий, которые являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли – продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др. Дополнительные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производится в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранению товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.
В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных издержках обращения, но отечественная и зарубежная практика, свидетельствует, что существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что при наличие насыщенного рынка важнейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей.
Соответственно, более быстрыми темпами возрастают расходы, направляемые на совершенствование процесса обслуживания, то есть возрастает доля издержек обращения в общей их сумме.
2.По подотраслям деятельности. По этому признаку можно выделить следующие издержки обращения:
- розничных торговых предприятий;
- оптовых торговых предприятий;
- предприятий внедомашнего питания.
Специфика хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий – в оптовой торговле. Различия торговой технологии детерминируют различия в составе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности, которые в конечном счете в значительной степени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию.
3.По выполняемым задачам.
По этому признаку все издержки обращения можно подразделить на операционные и административно-управленческие.
Операционные издержки обращения - это расходы торговых предприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности, то есть обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся:
-транспортные расходы,
-расходы на заработную плату персонала,
-расходы по аренде и содержанию зданий,
-расходы на текущий ремонт и др.
Административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления, то есть обусловлены организаций хозяйственной деятельностью конкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся: