Особенности антимонопольного регулирования в России.
- транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- услуг по передаче электрической и тепловой энергии;
- услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуг общедоступной электрической и почтовой связи.
Важное значение для предупреждения монополистической деятельности имеет регулирование создания и функционирования финансово-промышленных групп (ФПГ). Их правовое оформление в Российской Федерации обеспечивается Указом Президента Российской Федерации № 2096 от 05.12.93 г. "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Однако, если при формировании ФПГ не преследуется цель получения от государства определенных льгот и преимуществ, отдельные ФПГ не заинтересованы в официальной государственной регистрации. В основе ФПГ лежит, как правило, либо
проникновение финансового капитала в промышленность (например, "Менатеп", "Альфа-банк"), либо стремление к созданию собственной финансовой инфраструктуры крупнейшими госпредприятиями (концерн "Газпром").
Зарубежный опыт свидетельствует о противоречивом влиянии подобных мощных финансовых группировок на развитие конкуренции. С одной стороны, они, безусловно, ограничивают конкуренцию на внутреннем рынке. С другой стороны, с помощью целенаправленного государственного регулирования их потенциал может быть использован для повышения конкурентоспособности национальной экономики, в том числе экспорта, и выхода отечественных производителей на мировые рынки.
В настоящее время в российской экономике более вероятны последствия первого рода (антиконкурентного), особенно в результате деятельности незарегистрированных ФПГ.
В Законе о ФПГ и порядке их создания содержится немало ограничений. В их числе регламентация размеров ФПГ по количеству входящих в них предприятий (не более 20); по общей численности занятых на них (не более 100 тысяч человек); по величине пакета акций, которым вправе располагать включаемые в группу кредитно-финансовые учреждения (не более 10%); по доле государственной собственности в объединяемом участниками капитале (не более 25%). Запрещается также "перекрестное" владение акциями[14].
Неразвитость рыночных отношений и конкуренции в результате формирования таких групп может усугубиться. На Западе они формировались для того, чтобы ослабить негативные последствия рыночной стихии и ограничить конкуренцию. У нас мотивацию, побуждающую к образованию ФПГ на Западе, считать решающей явно нет оснований[15].