Особенности антимонопольного регулирования в России.
Издание 22 марта 1991 года Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"[11] стало первым официальным актом признания существования монополий и в нашей стране. Однако монополии, доставшиеся России в наследство от СССР, обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных капиталистических монополий. Основное отличие - в способе их возникновения: в условиях командно-административной системы монополия создавалась не в процессе конкурентной борьбы, как в странах рыночной экономики, а благодаря протекционистской политике государства. Отсюда и экономическая слабость многих российских монополий. Невозможное за рубежом положение, определяемое словосочетанием монополист-банкрот, в России вполне реально. Начало монополизации советской, а следовательно и российской экономики положила национализация промышленности, затем принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках государства. А в результате - существование наряду с хозяйственными монополиями ведомственного, государственного монополизма.
Ко времени начала проводимых в настоящее время экономических реформ Россия представляла собой огромную организационную монополию, охватывающую практически всю экономику. Причем государство в нашей стране советского периода выступало главным монополистом. 9 марта 1994 года впервые в истории России Правительством РФ была утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской федерации (основные направления и первоочередные меры)[12], которая определила цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия, направленные на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, а также ограничения в этой области.
Следует подчеркнуть, что само по себе доминирующее положение не является нарушением Закона. Закон запрещает хозяйствующим субъектам злоупотреблять доминирующим положением на рынке.
На предупреждение монопольных (олигопольных) слияний и объединений направлена статья 17 Закона, устанавливающая предварительный контроль за созданием, ликвидацией, слиянием и другими видами преобразования коммерческих организаций в целях ограничения рыночной концентрации путем выборочного запрета некоторых видов "крупных" слияний или подобных им договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами.
Законом предусмотрено, что принудительное разделение хозяйствующего субъекта или выделение из его состава отдельных структурных подразделений может быть осуществлено при следующих условиях:
- при возможности организационного и территориального обособления его структурных подразделений;
- при отсутствии между его структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи - в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) структурного подразделения не превышает 30% от общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
- при возможности для образующихся в результате реорганизации юридических лиц самостоятельно работать на рынке определенного товара.
В настоящее время монопольные структуры не всегда могут воспользоваться своими преимуществами ввиду низкой платежеспособности потребителей. Различия в темпах роста цен значительно сократились. В отраслях естественной монополии государство должно путем регулирования деятельности таких структур (в том числе и через ценообразование) защищать интересы потребителя.
Результаты проверки обоснованности установления тарифов на железнодорожные перевозки, услуги связи, электрическую и тепловую энергию. проведенной ГКАП России, показали несовершенство порядка установления тарифов, в том числе методического обеспечения экономических санкций за нарушение порядка ценообразования, нецелевое использование инвестиционных и иных фондов, значительные различия в оплате труда[13].
Вступивший в силу в августе 1995 года Закон РФ "О естественных монополиях" является основой для осуществления на практике изложенной концепции регулирования субъектов естественных монополий в сферах: