Роль государства в переходной экономике
В-пятых, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.
Государство в рыночной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным слоям, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.
Одной из основных функций государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений.
Вместе с тем, госсектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Нет директивных плановых заданий. Они, в лучшем варианте, заменяются государственными заказами. Нет директивно прикрепленных поставщиков ресурсов и комплектующих и гарантированного сбыта продукции. Поэтому предприятия самостоятельно изучают спрос и ищут покупателей и заказчиков своей продукции. Разрыв сложившихся связей, нехватка оборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, учась на ходу, на пути к рыночной экономике и коммерциализации своей деятельности.
Важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов. От правильности выбора приоритетов зависят как направление социально-экономического развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, соблюдение экономической безопасности страны, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и другие факторы. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентира-ми для экономической политики.
Мировой опыт свидетельствует, что прямое вмешательство государства в экономику с целью преодоления глубокого кризиса имело место во многих странах мира. Однако цель такого вмешательства (за исключением государственного регулирования военной экономики) состояла в том, чтобы восстановить условия для нормального функционирования рыночной экономики. Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственного вмешательства в экономические процессы допустимо, но в определённых пределах: если оно выйдет за них, то произойдёт смена экономической модели. [3, с.12 – 21]
Важнейшей функцией государства в выработке и реализации экономической политики является обоснование и выбор целей и ограничений в развитии, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную, иерархически упорядоченную систему, в которой цели расположены по степени их значимости и по времени реализации.
Так, стратегической целью реформирования экономики Беларуси является повышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейских государств. Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики.
Все эти цели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для их достижения ресурсами. Вместе с тем следует отметить, что сложность и новизна стоящих перед государством задач объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике. С большей или меньшей степенью достоверности можно наметить только общие контуры этой программы. Поэтому движение к рынку в большинстве постсоциалистических стран, в том числе и в Беларуси, осуществляется в известной степени фрагментарно, иногда противоречиво, чаще всего методом проб и ошибок.