Роль государства в переходной экономике
Известно, что даже экономика свободной рыночной конкуренции не работает без государства, которое берет на себя ответственность за правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя и за многие другие функции, необходимые для нормальной жизнедеятельности общества.
Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода, роль и значение его в этой экономике обусловлены в основном, как мне кажется, тем, что рынок и рыночная экономика требуют длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно скомпенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. Во-вторых, государство само выступает инициатором реформ макроэкономического характера, и они не могут быть осуществлены без его активного участия. В-третьих, государство, несмотря на все недостатки командно-административной системы, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования. В-четвертых, только государство способно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, обеспечение социальной защиты и др.
Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику, а определение границ этого вмешательства, его (способов и методов, уточнение роли государства в экономике.
Нужно учитывать, что в переходной экономике роль государства меняется принципиально и отличается как от командной, так и от рыночной экономики. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно уменьшает как размеры государственного сектора, так и всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, рынок в переходном периоде, как отмечалось, находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в командной экономике. С другой стороны, она должна быть более интенсивной, чем в развитой рыночной экономике.
Вместе с тем, необходимость усиления регулирующей роли государства в переходной экономике ни в коей мере не следует представлять как восстановление его прежней роли и функций, характерных для камандно - административной системы (КАС). Государственное управление экономикой не может и не должно подменять собой рынок и его регулирующие функции. Если государственное вмешательство в экономику перейдет определенные границы, то его деятельность превратится в администрирование, а переходная экономика может вернуться к административной модели. В этом случае государственная монополия может вытеснить механизм конкуренции.
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает в себя:
1) цели государственного регулирования;
2) методы регулирования: административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые;
3) формы реализации: индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы;
4) субъекты регулирования: банки, предприятия, домашние хозяйства;
5) объекты регулирования: сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.[4, c. 83 – 98].
Государство в формирующейся рыночной экономике выступает как партнер в хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий «правила игры». В роли партнера оно осуществляет производство общественных товаров и услуг (т.е. таких товаров и услуг, в потреблении которых участвуют все члены общества — оборона, государственное управление, охрана общественного порядка и т.д.), оплату которых не могут осуществлять отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием этих благ занимается государство.
Государство в переходной экономике выполняет те же функции, что и в другой. Во-первых, как отмечалось, оно осуществляет производство «общественных благ». Во-вторых, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды). В-третьих, регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь). В-четвертых, корректирует неравенство в доходах.