Практический пример составления финансового плана.
Для наглядности последовательность процедуры принятия решений в процессе планирования можно представить в виде схемы (рис. 6), где:
S1, S2 .… Sn — программа (в нашем примере S1 — программа «Здоровые дети — прекрасное будущее», а S2 — «Мир не без добрых людей»);
H1, H2 . …Hm — состояние ресурсов для реализации программы (H1 — наличие помещения, H2 — наличие персонала, H3 — наличие медикаментов, H4 — наличие оборудования и т.д.);
Pfk — затраты (например, для ресурса H1: P11 — арендная плата, P12 — оплата коммунальных услуг, P13 — расходы на содержание помещения), а поэтому сумма всех затрат и определяет потребность в финансовых ресурсах.
Рис.6 Последовательность этапов определения ресурсной базы
Всю последовательность определения потребности в объемах финансирования можно разбить на этапы. На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ. На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу. На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана. На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали — программы. Ниже приводится пример определения потребностей в материальных и финансовых ресурсах как вариант применения предложенной процедуры планирования в процессе разработки благотворительной программы.
Пример.
Благотворительная программа «Здоровые дети — прекрасное будущее» (S1)
1 этап. Цель программы: поддержка и реализация комплексных мероприятий, направленных на оказание медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально-незащищенным и остро нуждающимся гражданам, прежде всего детям, детям-инвалидам, детям из малообеспеченных и многодетных семей, а также детям-сиротам на базе созданной современной детской клиники.
Задачи программы, направленные на достижение цели:
- проведение всестороннего обследования детей с использованием современных методик;
- организация многопрофильного лечения с использованием широкого арсенала средств и методов;
- организационно-методическая работа с применением современных технологических средств;
2 этап. Определение ресурсов,
необходимых для выполнения поставленных целей:
1. Материально-техническая база — Клиника (H1):
1.1. Приобретение недвижимого имущества (P11);
1.2. Расходы на капитальный ремонт (P12);
1.3. Арендная плата за помещение, коммунальные платежи, текущие эксплуатационные расходы (P13);
1.4. Аренда и приобретение оборудования (P14).
2. Трудовые ресурсы (H2), включая:
- штатный персонал по программе;
- административный персонал;
- медицинский и технический персонал;
- фонд оплаты труда (P21).
3. Поддержание инфраструктуры (H3) — это все текущие расходы, включая расходные материалы, услуги связи, транспортные, командировочные и оплату услуг сторонних организаций.
4. Целевая поддержка населения (H4) — затраты на оказание материальной помощи (деньгами, услугами, имуществом) нуждающимся гражданам и другие расходы.
Результатом данного этапа является разработанная смета расходов (табл. 5), в которой представлены расходы по всем видам деятельности, программам и проектам некоммерческой организации, увязанные с прогнозируемыми объемами поступлений. Так как в финансовый план благотворительной программы «Здоровые дети — прекрасное будущее» уже заложены все расходы, в том числе и административно-управленческие, то необходимо решить вопрос о распределении общехозяйственных расходов по другим направлениям, включая проект «Мир не без добрых людей». В качестве нормативной базы распределения может выступать фонд оплаты труда штатных сотрудников. Если фонд оплаты труда в целом по организации принять за 100%, то доля проекта S1 составит — 88,14%, а проекта S2 — 11,86%. В дальнейшем распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности можно производить в соответствии с этими пропорциями.