Методы преодоления безработицы
В текущем году на данные мероприятия планируется затратить свыше 700 миллионов рублей. Большую часть этой суммы краю выделит федеральный бюджет.
Вместе с тем регион ранее неоднократно заявлял, что принимать остановки производства как неизбежность не намерен. Каждый факт будет подвергнут тщательной проверке. "Кризис - не оправдание, - заявил губернатор Александр Хлопонин. - Вся информация о любых сокращениях будет поступать на стол к краевому министру, который несет за это персональную ответственность".
Руководству края предстоят нелегкие переговоры с собственниками предприятий, на которых планируются увольнения. Типичный пример - Красноярский шинный завод. Неоднократная смена собственника и заявляемые инвестпланы ситуацию спасти не смогли. С конца прошлого года предприятие находится "в подвешенном состоянии". Председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Красноярского края Михаил Васильев резюмирует: "Все попытки реанимировать нашу химическую отрасль заканчивались негативно. Основная проблема заключается в непомерно высоком уровне затрат. Потому мы неконкурентоспособны по сравнению с подобными производствами в европейской части России или Китае"»[6].
Стандартные подходы к решению проблемы безработицы , такие как создание или стимулирование создания рабочих мест , массовая переподготовка кадров не теряют своей актуальности нельзя забывать также и о социальной защите населения , иначе может последовать социальный взрыв непредсказуемых масштабов , но вместе с тем необходимо искать новые пути , использовать опыт , накопленный странами с развитой экономикой. Такими путями могут быть :
· Перераспределение имеющегося спроса на труд путём стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день , неполную рабочую неделю и т.п. Предприятия , сделавшие шаги такого рода , должны поощряться налоговыми льготами : им следует снижать ставки налога на прибыль - хотя бы в той мере , чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив дополнительного числа работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может выглядеть как кредитование зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия , расширяющие занятость по отношению к ее уровню в предшествующем году ,
могут получить льготный кредит , соразмерный зарплате , уплаченной
дополнительно занятым на производстве.
· Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста ; этой же цели послужит и как можно более широкое развитие государственных переподготовки и повышения профессиональной квалификации.
Предоставление временных рабочих мест , которые не ориентированы на получение прибыли , а связаны с работами , выполняемыми в интересах общества , например санация бывших промышленных территорий , работы в области охраны окружающей среды и т.д.
Кардинальное реформирование переговорного процесса по установлению уровня заработной платы. Имеется в виду создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели -профсоюзы - государство) , имеющих целью разумное ограничение роста заработной платы [7].