Роль потребительской кооперации в развитии местных рынков регионов.
- улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, продажи товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах;
- расширение товарного ассортимента, включая предложение товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, строительных и отделочных материалов, в том числе, но предварительным заказам населения;
- организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счет оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию;
- установление удобных для покупателей режимов торговли.
Размещение розничной торговой сети
. Формирование и развитие розничной торговой сети потребительской кооперации направлено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.
Расширение розничной торговой сети возможно за счет: задействования ранее закрытых предприятий, реконструкции и переспециализации существующей сети, возвращения торговых предприятий, ранее сданных в аренду, нового строительства.
Развитие магазинных форм продажи товаров должно опираться на широкое разнообразие типов розничных торговых предприятий. Предприятия розничной торговли целесообразно располагать в местах концентрации потенциальных покупателей. Следует занять выгодные ниши на территориях дачных кооперативов, в пригородах крупных городов для розничной продажи товаров повседневного спроса. Целесообразно совмещать магазины с мини-пекарнями и предприятиями питания.
Новая миссия магазинов потребительской кооперации. Магазин-приемозаготовительный пункт. В решении задач, стоящих перед потребительскими обществами, концепция предусматривает повышение роли основного звена потребительского общества - магазина.
Помимо торговли магазин - приемозаготовительный - центр кооперативного участка выполняет следующие функции:
- закупку всех видов сельскохозяйственной продукции и сырья, закупку и сепарирование молока, дробление зерна;
- услуги, включая придорожный сервис;
- работу с надомниками (выпечка хлеба, вязание варежек, носков, изготовление изделий народных промыслов);
- выявление трудовых ресурсов и занятий для населения;
- прием заказов на бытовые услуги (ремонт сложной бытовой техники, часов, ритуальные и т. д.);
- привлечение заемных средств обслуживаемого населения;
- информирование пайщиков с помощью газеты «Российская кооперация»;
- ведение книги данных о подворьях.
Общественное питание имеет значительные возможности на
внутреннем рынке регионов. Оно представлено типами предприятий: столовыми, ресторанами, кафе, барами и взаимодействующей с ними сетью киосков, палаток, магазинов.
Концепция общественного питания включает также постановку следующих задач:
- внесение изменений в порядок сертификации услуг общественного питания, предусмотрев сертификацию услуг школьного питания без взимания платы, выдачу сертификатов соответствия стабильно работающим предприятием общественного питания;
- передачу функции присуждения званий «мастер-кондитер» в ведение субъектов Российской Федерации;
- введение термина «социальное питание» и использование его в законотворчестве для отнесения к этой категории столовых при общеобразовательных учреждениях, которые должны быть освобождены от уплаты налогов.
Развитие общественного питания способствует решению комплекса социально-экономических задач в интересах сельского населения.
Производство. Реализация мер по активизации промышленного производства, расширению ассортимента, повышению качества и безопасности готовой продукции позволит сформировать устойчивую тенденцию роста производства потребительских товаров.
Для подъема и эффективного развития кооперативной промышленности имеются реальные предпосылки: наличие производственных мощностей, возможность их более полной загрузки, рационального использования; отработанные технологии, научное обеспечение отраслей деятельности; приближенность предприятий потребительской кооперации к производителям сельскохозяйственной продукции и сырья, что обусловливает повышение их качества; стабилизация покупательского спроса и улучшение его структуры; развитие системы оптовых продовольственных рынков, государственная поддержка потребительской кооперации.