Региональный потребительский рынок
В результате реформ повышение оптовых и розничных цен дало сильный импульс ускорению инфляции, резко ухудшило материальное положение населения и не вызвало стимулов к росту производства товаров и услуг.
Важным фактором, влияющим на развитие потребительского рынка является изменение цен на потребительские товары.[7]
1.2 Развитие региональных потребительских рынков в эпоху глобализации.
В современных условиях развития региональных потребительских рынков глобализация оказывает существенное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов, требуя ее корректировки. Проблемам влияния процесса глобализации мирохозяйственных процессов на развитие потребительского рынка посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. В эпоху глобализации статический подход к среде, где функционируют российские регионы, сменяется динамическим, акцентирующим внимание на неустойчивости мировой экономики.
Можно выделить следующие тенденции и процессы глобализации, влияющие на развитие региональных потребительских рынков:
•ускорение движения международных факторов производства породило новые направления интернационализации производства и финансов;
•усиление динамизма процессов интернационализации непосредственно ведет к взаимопроникновению капиталов многих стран в разных формах и проявлениях;
•процессы глобализации способствуют укреплению взаимосвязей национальных экономик отдельных стран;
•происходит синхронизация развития экономики различных стран, включая проявления мирового финансово-экономического кризиса, в отдельных звеньях мировой финансово-экономической системы;
•в результате такого мирового развития сформировались могущественные автономные и инерционные силы, блокирующие все усилия национальных государств и международных организаций по преодолению кризисного развития;
• глобализация способствует формированию международных организаций, действующих на грани выхода из-под контроля мирового рынка.
Развитие глобализации и свободной торговли предполагают формирование единых правил ведения бизнеса, требуют корректировки существующих концепций развития региональных потребительских рынков, освоения новых технологий ведения бизнеса, новых профессиональных знаний.
Одними из ярких трансформационных процессов в сфере региональных потребительских рынков России в этих условиях явились: изменение в структуре собственности ; развитие сетевой торговли; развитие электронной коммерции; формирование новых моделей управления бизнесом; появление систем автоматической идентификации и др. Изменение структуры собственности на региональных потребительских рынках приводит к изменениям в экономических отношениях.
Сегодня в России реально действуют такие крупнейшие западные торговые сети, как ИКЕА, Рамстор и др. Потенциал потребительского рынка России стал привлекать внимание западных компаний и «второго эшелона. Поэтому региональные операторы розничного рынка, очевидно, заинтересованы в создании конкурентных преимуществ по сравнению с другими ритейлерами, в освоении новых форматов магазинов, в дальнейшем ускоренном завоевании значительной части регионального рынка.
Не вызывает сомнения тот факт, что конкуренция на российских региональных потребительских рынках становится жестче: количество новых игроков увеличивается. С другой стороны, увеличение конкуренции также связано с ростом усилий операторов.