Региональный потребительский рынок
Представители воспроизводственного подхода при изучении регионального потребительского рынка исходят из теоретических положений о роли рыночных процессов в региональном воспроизводстве, о социально-экономической среде и локальных воспроизводственных, циклах, определяющих внутреннее экономическое пространство, об открытом характере региональных рынков и внешнем экономическом пространстве.
Для регулирования процессов развития регионального потребительского рынка необходимо выявить экономические интересы различных субъектов, взаимосвязи между ними и определить методы воздействия на поведение отдельных субъектов.
Расширение ассортимента потребительских товаров, а также рост импорта усиливают конкуренцию на региональном потребительском рынке и осложняют реализацию товаров.
Нормальное функционирование регионального потребительского рынка предполагает соблюдение пропорции между ростом денежных доходов и развитием сферы обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения. Нарушение этих пропорций приводит к тому, что часть денежных доходов населения реализуется па пределами региона, а также накапливается в виде наличных денет.
Первичному распределению денежных доходов населения предшествует образование денежных фондов производственной сферы региона, Обращение денег населения сопровождается формированием денежных фондов организаций торговли и сферы услуг региона.
Ускоренный рост налично-денежной массы в сфере обращения, вызванный рыночными реформами, вызывает диспропорции в сфере обращения потребительских товаров и услуг.
Важным фактором, влияющим на товарно-денежное обращение в регионе, становится межрегиональная миграция денег. Ввоз и вывоз денег из региона идет по нескольким каналам: торгово-посредническими фирмами, использующими наличные деньги для расчета за товары; населением в связи с поездками в отпуск и командировки; предпринимателями, привозящими товары из других регионов для реализации на рынке; сезонными рабочими из других регионов и др. Все регионы России по признаку среднедушевого дохода населения могут быть разбиты на 3 группы.
I группа — регионы со среднедушевым доходом населения ниже среднероссийского уровня.
II группа — регионы со среднедушевым доходом населения, превышающим среднероссийский уровень в пределах 20 %.
III группа — регионы с высоким среднедушевым доходом населения.
Различия в уровне денежных доходов населения регионов России во многом обусловлены отраслевой структурой хозяйства и характером структурных преобразований в экономике регионов.
Значительны региональные различия и в структуре использования денежных доходов. Выделяются две группы регионов. В первой группе, с удельным весом расходов на покупку товаров и оплату услуг ниже среднероссийского уровня, наблюдается недостаточно высокий уровень развития региональных потребительских рынков, рыночной инфраструктуры и высокий уровень миграции денег.
Вторая группа регионов, где удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг выше среднероссийского уровня, характеризуется относительно высоким уровнем развития потребительского рынка и рыночной инфраструктуры и меньшими значениями показателей миграции денег.
Наряду с отмеченными тенденциями в ряде регионов России наблюдается стагнация производства продовольственных и непродовольственных товаров. Реформа цен в начале 90-х годов, с одной стороны, и спад производства потребительских товаров- с другой, создали сложную ситуацию на потребительском рынке, привели к обесценению рубля, ускорению темпов роста цен на потребительские товары. Неполноценность денег, с которыми выходил на рынок покупатель, отрицательно повлияла на социально-экономическое развитие регионов.