Республика Казахстан на мировом нефтяном рынке
В то же время конечная себестоимость казахстанской нефти с суши, с учетом разведки, добычи и транспортировки, но без налогов, о которых будет отдельный разговор, после доставки в европейские порты составляет от 47 до 75 долларов за тонну. Себестоимость нефти с шельфа — около 100 долларов за тонну. К производственным издержкам по добыче нефти на шельфе Каспия надо добавить затраты на ее транспортировку и транзит, существенно более высокие для Казахстана из-за сложности маршрутов, чем в конкурирующих регионах [].
Затраты на транспортировку казахстанской нефти до пунктов реализации составляют от 23 до 31 доллара за тонну (см. таблицу 5).
Таблица 5 - Себестоимость добычи нефти
Проект |
долл./тонна. |
ТШО |
16-17 |
Карачаганак |
15-16 |
Казмунайгаз (Эмба, Узень) |
35-38 |
Шельф Каспия - Казахстан (прогноз) |
70-75 |
Ближний Восток |
июл.30 |
РФ |
40-70 |
Африка |
40 |
Северная Америка (шельф) |
100-200 |
Латинская Америка (шельф) |
70-90 |
Шельф Каспия - Азербайджан |
50-60 |
Если предположить минимальную рентабельность 10%, а также соотношение экспортной стоимости казахстанской нефти 0,75−0,90 от мировой цены на нефть «brent», минимальная мировая цена, при которой каспийская нефть будет конкурентоспособной в зависимости от маршрута транспортировки, должна составлять 120−140 долл./тонна (или менее 20 долларов за баррель) (см. таблицу 6).[31] У большинства конкурирующих регионов, с учетом более низких транспортных расходов, минимальная мировая цена, обеспечивающая достаточную рентабельность добычи, существенно ниже. И здесь появляется первая проблема — если мировые цены на нефть упадут ниже 20 долларов за баррель, каспийская нефть может оказаться неконкурентоспособной на европейском рынке.
Таблица 6 - Затраты на транспортировку нефти
Пункты реализации |
Затраты,долл./тонна |
Порт Новороссийск |
26 |
порт Одесса |
29 |
порт Вентспилс/Бутинге |
ок.30 |
Адамова застава |
23 |
Приморск |
29-30 |
КТК |
27-28 |
Актау-ВТС |
31 |
Казахстан-Китай |
31 |
На сегодняшний день основное «оружие» конкурентной борьбы — нефтепровод КТК. Не случайно именно со стороны Казахстана постоянно появляются инициативы по дальнейшему увеличению его пропускных мощностей. Вместе с тем, пытаясь диверсифицировать экспортные направления, Казахстан принимает участие в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот проект носит больше политический, нежели экономический характер, поскольку на первом этапе предполагается транспортировка 5 млн тонн танкерами до Баку. Учитывая все возрастающие объемы добычи (только в этом году около 59,5 млн тонн), это лишь «капля в море». Решить проблему мог бы тдолопровод по дну Каспия из Атырау в Баку. Однако против этого категорически возражает Россия, мотивируя свою позицию экологической и сейсмологической ситуацией на Каспии. Более перспективным представляется путь на европейские рынки при участии в Балтийском тдолопроводном консорциуме. Более того, президент России Владимир Путин предложил Казахстану принять участие в его строительстве и эксплуатации. Квоты «Транснефти», которая будет осуществлять прокачку казахстанской нефти по территории России и, соответственно, диктовать свои условия. [32] В то же время рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь китайский, растет в несколько раз динамичнее европейского. Однако на этом направлении важную роль играет ситуация в приграничном Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. В СУАР тоже добывают нефть, но ее катастрофически не хватает — ежегодный прогнозный дефицит оценивается в 20 млн тонн. Именно на удовлетворение этого спроса и рассчитан казахстанско-китайский нефтепровод с возможностью последующего расширения объемов транспортировки до 40−50 млн тонн нефти.(см. рисунок 5). Поэтому нефтепровод Западный Казахстан-Китай, несмотря на значительную протяженность (почти 2800 км), в принципе экономически окупаем, причем инфраструктуры для доставки конкурирующей ближневосточной нефти в СУАР просто нет, а российский проект тдолопровода Ангарск-Дацин после «дела ЮКОСа» «завис». Проект же Атасу-Алашанькоу, напротив, начал набирать обороты. По информации управляющего директора компании «КазМунайГаз» по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам Каиргельды Кабылдина, в январе этого года должны быть получены первые 97 км тдол (15 км уже на месте строительства) и с марта, с наступлением благоприятных погодных условий, начнется их укладка. Исходя из этого, очевидно, что на западноевропейском рынке казахстанскую шельфовую нефть ожидает жесткая конкуренция, в том числе ценовая, и избыток совокупного предложения может легко обрушить рынок. С другой стороны, азиатское направление более перспективно по объему и структуре спроса.