Инвестиции в нефтедобыче
Для реализации индивидуального подхода будут усовершенствованы институциональные механизмы взаимодействия с иностранными инвесторами. Предусматривается:
усиление Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан как единого координирующего органа по работе с иностранными инвесторами, работающего по принципу «первого адреса обращения» и «единого консультанта» для иностранных инвесторов. Также предполагается определить специализированную компанию при Министерстве индустрии и торговли Республики Казахстан по привлечению иностранных инвесторов и работе с иностранными инвесторами;
создание международной сети будет обеспечено за счет использования ресурсов дипломатических представительств за рубежом, торговых представительств, института почетных консулов, а также проработки вопросов определения штатных единиц в составе дипломатических представительств страны за рубежом в дипломатическом ранге советника-посланника, назначаемого по представлению Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан и подотчетного ему, и атташе в посольствах Казахстана в отдельных странах для создания института представителей по вопросам инвестиций, торговли и технологий. Будет введена рейтинговая оценка их деятельности;
создание постоянно действующей комиссии по иностранным инвестициям под руководством Премьер-Министра Республики Казахстан с целью координации и контроля деятельности государственных органов и национальных холдингов по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана и защиты прав и интересов иностранных инвесторов. Комиссия будет выполнять роль «омбудсмена» для иностранных инвесторов.
Комиссия будет рассматривать проекты и принимать решения относительно заключения инвестиционных соглашений для предоставления специальных условий для инвесторов при реализации крупных проектов. С отдельными крупными инвесторами в исключительных случаях будут заключаться инвестиционные соглашения для реализации проектов вне территорий СЭЗ, предусматривающие определенный пакет льгот и преференций, в том числе возможность компенсации части инвестиций.
Отбор крупнейших инвестиционных проектов и решение по всем льготам и преференциям в рамках инвестиционных соглашений будут приниматься Правительством Республики Казахстан. Наряду с индивидуальным подходом работы с инвесторами будет продолжена работа по продвижению привлекательного инвестиционного имиджа Казахстана (общий подход), включая:
проведение информационно-презентационных мероприятий (публикации, выставки, официальные встречи, форумы; печатные, телевизионные и электронные СМИ, интернет - ресурсы). Ключевым мероприятием по данному направлению будет создание единого интернет-портала для иностранных инвесторов;
содействие инвесторам в поиске партнеров, установлении деловых контактов, предоставление необходимой информации.
С целью концентрации усилий на привлечении ПИИ (прямые иностранные инвестиции) систематизирована деятельность казахстанской части межправительственных комиссий, где данные вопросы будут координироваться Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
Совершенствование законодательства
1. Принятие Закона Республики Казахстан «О специальных экономических зонах» в новой редакции.
2. Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О концессиях».
3. Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об инвестициях».
4. Внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство Республики Казахстан».
5. Внесение изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты Республики Казахстан в части улучшения инвестиционной привлекательности специальных экономических зон.
Активное привлечение иностранных инвесторов неизбежно, поскольку для освоения казахстанской нефти на суше и на шельфе необходимо ежегодно привлекать около 10 млрд долларов инвестиций.
Совокупные ежегодные мировые инвестиции в нефтедобычу прогнозируются от 70 до 100 млрд долларов. Привлекать более 10% мировых инвестиций, чтобы обеспечивать всего 3% мировой добычи, Казахстану при большей сравнительной себестоимости добычи и доставки будет достаточно тяжело. Поэтому следует ожидать, что основным фактором, потенциально сдерживающим развитие отрасли, может стать именно глобальная конкуренция за инвестиционные ресурсы. Запуск многих проектов, подобно разработке Кашагана, будет затягиваться [1871].
Между тем в 2004 году инвесторы постоянно отмечали ужесточение в Казахстане инвестиционного и налогового климата. Внедрена новая схема налогообложения доходов нефтяных компаний. Новый уровень налоговой нагрузки по отношению к чистой прибыли составил 60−85% при прежних показателях в 25−30%. Новые правила налогообложения резко повысили уровень нагрузки примерно до 50 долларов на тонну и выше, в зависимости от рыночных цен (см. таблица 1).[11]