Анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь за 2000-2003 года
Приоритетными направлениями бюджетной политики в периоде на 2001-2005гг. являются:
ü реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;
ü проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;
ü совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;
ü дальнейшая унификация бюджетного законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.
ü В данном контексте бюджетная политика в области расходов на 2004 г. и ближайшую перспективу (до 2010 г.) предусматривает решение следующих задач:
ü концентрация бюджетных средств в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь (усиление социальной направленности);
ü определение размера бюджетных расходов исходя из финансового обеспечения принятых государством обязательств с учетом уровня дефицита консолидированного бюджета, не превышающего 1,0 % к ВВП;
ü поэтапная консолидация ресурсов внебюджетных и целевых бюджетных фондов в бюджете, отказ от их целевого статуса;
ü унификация бюджетных законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации;
ü сокращение уровня расходов консолидированного бюджета в реальном выражении на 4 %;
ü уменьшение централизации финансовых ресурсов государства до 40 - 42,5 % , в том числе в консолидированном бюджете - до 30-32 %, во внебюджетных фондах - до 10- 10,5 %, в дефиците бюджета - до 1 - 2 % к ВВП;
ü ограничение уровней государственного долга (внутреннего - до 5 %, внешнего - до 10 % к ВВП).[6]
Для достижения поставленных перед бюджетной политикой задач намечена реализация следующих первоочередных мероприятий:
• переход к финансированию государственных целевых программ (жилищное строительство, компенсация населению ущерба от обесценения вкладов) из неэмиссионных источников;
• снижение субсидирования из бюджета транспорта, строительства, жилищно-коммунального и сельского хозяйств, энергетики и газоснабжения, а также других отраслей реального сектора экономики;
• осуществление действенных мер по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с возможным включением соответствующих социальных расходов в республиканские программы;
• сосредоточение государственных капитальных вложений в основном на социально значимых объектах и объектах с высокой степенью готовности;
• поэтапное сокращение лимита государственных гарантий при ежегодной разработке и реализации консолидированного бюджета Республики Беларусь; установление жесткого подхода к решению вопроса о предоставлении гарантий правительства по выдаваемым юридическим лицам банковским кредитам;
• расширение сферы действия консолидированного бюджета за счет включения операций внебюджетных фондов;
• повышение роли текущего и последующего контроля;
• совершенствование казначейской системы;
• сокращение объема предоставляемых бюджетных ссуд, займов с определением верхней границы в ежегодном законе о бюджете.[6]