Анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь за 2000-2003 года
В число целевых бюджетных фондов Беларуси входят:
• Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
• Государственный фонд содействия занятости;
• Республиканский дорожный фонд;
• Республиканский фонд охраны природы;
• Республиканский фонд «Энергосбережение».[6]
Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы (области, г. Минска) и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.[6]
В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.[6]
Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц рассматривается как необходимое условие бюджетно-финансовой политики.[6]
Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.[6]
Бюджет является важным рычагом воздействия на экономику и стимулирования ее роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительство может регулировать объем совокупного спроса (потребительских и инвестиционных расходов), влиять на колебания экономической конъюнктуры. Различают экспансионистскую (расширительную) и рестрикционную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что способствует преодолению экономических кризисов и ускорению экономического роста; вторая - в уменьшении расходов и повышении налогов, что помогает ослабить инфляцию и стабилизировать хозяйственную конъюнктуру.[6]
Основные данные консолидированного бюджета республики (доходы, расходы и баланс бюджета в абсолютном выражении и в процентах к ВВП) за 2000-2003 гг. показывают, что состояние государственных финансов было достаточно стабильным (см. табл.1).[6]
Таблица 1. Основные показатели исполнения консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2000-2003 гг.
Год
| Доходы | Расходы | Сальдо | |||
млрд. р. | % к ВВП | млрд. р. | % к ВВП | млрд. р. | % к ВВП | |
2000 | 3180,9 | 34,8 | 3236,3 | 35,4 | -55,3 | -0,6 |
2001 | 5735,7 | 33,4 | 6020,2 | 35,1 | -284,4 | -1,7 |
2002 | 8636,1 | 33,0 | 8681,1 | 33,2 | -45,0 | -0,2 |
2003 | 12190,0 | 33,9 | 12646,1 | 35,2 | -456,1 | -1,3 |