Анализ структуры государственного бюджета Республики Беларусь за 2000-2003 года

В число целевых бюджетных фондов Беларуси входят:

• Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

• Государственный фонд содействия занятости;

• Республиканский дорожный фонд;

• Республиканский фонд охраны природы;

• Республиканский фонд «Энергосбережение».[6]

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы (области, г. Минска) и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.[6]

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.[6]

Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц рассматривается как необходимое условие бюджетно-финансовой политики.[6]

Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.[6]

Бюджет является важным рычагом воздействия на экономику и стимулирования ее роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительство может регулировать объем совокупного спроса (потребительских и инвестиционных расходов), влиять на колебания экономической конъюнктуры. Различают экспансионистскую (расширительную) и рестрикционную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что способствует преодолению экономических кризисов и ускорению экономического роста; вторая - в уменьшении расходов и повышении налогов, что помогает ослабить инфляцию и стабилизировать хозяйственную конъюнктуру.[6]

Основные данные консолидированного бюджета республики (доходы, расходы и баланс бюджета в абсолютном выражении и в процентах к ВВП) за 2000-2003 гг. показывают, что состояние государственных финансов было достаточно стабильным (см. табл.1).[6]

Таблица 1. Основные показатели исполнения консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2000-2003 гг.

Год

Доходы

Расходы

Сальдо

млрд. р.

% к ВВП

млрд. р.

% к ВВП

млрд. р.

% к ВВП

2000

3180,9

34,8

3236,3

35,4

-55,3

-0,6

2001

5735,7

33,4

6020,2

35,1

-284,4

-1,7

2002

8636,1

33,0

8681,1

33,2

-45,0

-0,2

2003

12190,0

33,9

12646,1

35,2

-456,1

-1,3

Перейти на страницу: 1 2 3 4