Фонд национального благосостояния
В соответствии со Ст. 96.9. Бюджетного Кодекса РФ определяются следующие положения:
1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:
- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
- доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.
Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
- долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
- долговые обязательства и акции юридических лиц;
- паи (доли участия) инвестиционных фондов.
Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.
Средства Фонда будущих поколений предлагается разместить в более доходные зарубежные финансовые инструменты, позволяющие получить доход на уровне 6,5-7 процентов годовых. Однако обеспечить планируемый Минфином уровень доходности не так просто.
Во-первых, для этого необходимо отказаться от использования валютных депозитов, поскольку при современной ситуации на мировом финансовом рынке депозитные вложения принесут не более 3-3,5 процента годовых. Однако это означает нарушение международной практики диверсификации размещения государственных резервов.
Во-вторых, при размещении средств Фонда будущих поколений в иностранных облигациях - государственных (их доходность в настоящее время составляет 3,5-4,5 процента годовых) и корпоративных - доходность корпоративных бумаг должна составлять 10-12 процентов годовых. Но надежные долговые обязательства крупнейших корпораций имеют доходность 4,5-6 процентов годовых. Для достижения вдвое большей доходности необходимо помещать средства Фонда в крайне рискованные облигации, что противоречит сложившейся практике размещения государственных резервов.
Еще более рискованным выглядит размещение денег Фонда в акции зарубежных корпораций. В конце ХХ - начале XXI веков из-за завышенной оценки инвесторами перспектив роста высокотехнологичного сектора экономики произошла невероятная переоценка стоимости акций. В США в первой половине 90-х годов стандартным считался объем капитализации, равный шестикратному объему годовой прибыли. В конце же 90-х годов стандарт вырос в 4 раза. И это - без сколько-нибудь адекватного роста в реальном секторе. Но даже при столь быстром росте стандартов объем капитализации 500 крупнейших компаний, акции которых котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, составляет в среднем 35 годовых прибылей - в 1,7 раза выше стандарта. То есть к 2000 году капитализация мирового рынка акций почти сравнялась с мировым ВВП. Такая несоразмерность реального сектора и рынка ценных бумаг не могла не вылиться в грандиозный фондовый кризис. Он начался в Соединенных Штатах Америки осенью 2000 года. В конце 2000-начале 2001 годов этот кризис распространился на мировой фондовый рынок. С 2003 года на фондовом рынке началось оживление. Однако и в настоящее время большинство фондовых индексов, за исключением Dow Jones Industrial, так и не достигли предкризисного уровня. Те времена, когда выплачивались высокие дивиденды по акциям, прошли.