Направления использования средств Стабилизационного фонда РФ
Не пользуются поддержкой россиян инициативы потратить Стабфонд на перевооружение армии (6%), улучшение экологии (4%), общенациональные престижные проекты типа Олимпиады (2%), модернизацию электроэнергетики (1%).
На прямой вопрос о поддержке планов правительства осуществить за счет средств Стабфонда досрочную выплату внешнего долга России только 23% опрошенных согласны с таким предложением, поскольку такой шаг не только освобождает следующие поколения от долгового бремени, но и позволяет сдерживать инфляцию внутри страны, снижает возможности для коррупции при расходовании средств фонда. Втрое больше, 61%, полагают, что деньги фонда должны быть направлены на решение внутренних социально-экономических проблем нынешнего поколения. Такое мнение абсолютно доминирует во всех группах по полу, возрасту, образованию, душевым доходам, типу поселения. Особенно много сторонников этой точки зрения в Москве и Санкт-Петербурге (72%), а также среди избирателей КПРФ и «Родины» (72 и 69%), тогда как среди сторонников ЛДПР и «Единой России» их немногим меньше (62 и 57%).
Средства Стабфонда правительство должно хранить в России (в рублях, в отечественных банках, в ценных бумагах российских предприятий, компаний), – считают 76% россиян. Лишь 9% полагают, что эти средства лучше разместить за рубежом. В пользу хранения денег фонда в России высказываются свыше 70% респондентов из всех групп, выделенных по полу, возрасту, образованию, душевым доходам, типу поселения. Доля тех, кто за хранение средств за рубежом, возрастает по мере повышения оценки своего материального положения (с 7% в группе плохо обеспеченных опрошенных до 17% в финансово благополучной группе).
Причем по данным того же опроса большинство людей хотят, чтобы эти деньги работали внутри страны, а не уходили на досрочное погашение внешнего долга страны. Данные приведены в таблице 5 (Приложение Д).
При этом не зависимо от политических пристрастий, уровня доходов, уровня образования подавляющее число опрошенных считает, что если уж и использовать активы Стабилизационного фонда, то использовать их надо в нашей стране, вкладывая в акции, ценные бумаги наших компаний, что показывают данные приведенные в таблице 6 (Приложение Е).
Принципы расходовании средств стабилизационного фонда различаются при благоприятной и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре (цене на нефть).
В случае неблагоприятной конъюнктуры средства фонда могут быть направлены на компенсацию связанных с этим потерь доходов федерального бюджета. В этом случае средства фонда используются для исполнения обязательств, предусмотренных законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В случае благоприятной конъюнктуры установлен следующий порядок использования средства фонда.
На первом этапе предусматривается осуществлять накопление ресурсов фонда, позволяющих покрыть в течение 3 лет финансовый разрыв бюджетной системы, образующийся при цене на нефть 12 долл./бар. Формирование трехлетнего базового уровня фонда определяется необходимостью реализации задач среднесрочного (трехлетнего) бюджетного плана. Кроме того, в этот срок может быть осуществлена адаптация бюджетной политики к снижению поступлений доходов во все уровни бюджетной системы, включая пересмотр бюджетных обязательств.
На втором этапе формировании стабилизационного фонда поступлении средств в фонд сверх базового уровни могут как продолжать накапливаться в фонде, так и использоваться на мероприятии, сокращающие будущие расходы федерального бюджета. К таким мероприятиям относятся: замещение новых заимствований, досрочное погашение государственною долга, приводящее к минимизации его обслуживания, реализация структурных реформ, позволяющих обеспечить экономию будущих бюджетных расходов.
Расходование средств стабилизационном) фонда должно быть увязано с денежной программой, подготовляемой Банком России совместно с Правительством РФ.
Рассматривая проблемы формирования и использования стабилизационного фонда, следует иметь в виду, что задача обеспечения финансовой стабильности страны не должна быть трансформирована в задачу самодостаточности фискальной позиции федерального бюджета. Сбалансированность федерального бюджета не должна быть самоцелью, не должна достигаться любой ценой, даже если это и позволяет в определенной мере снизить долговое бремя государства.
В условиях объективной российской реальности создание стабилизационного фонда как резерва экономики на случай ухудшения мировой конъюнктуры цен на нефть неоднозначно воспринимается экономистами. Многие ведущие экономисты страны считают, что это означает крайне неэффективное использование того национального дохода, который создается экономикой страны. По сути же это реальное отвлечение ресурсов из экономики страны на неопределенный период (не менее чем на три года) и перевод их в иностранные ценные бумаги. Иначе говоря, это трансформация собственных финансовых ресурсов, так необходимых сегодня стране для экономического роста, в долгосрочные кредиты для иностранных экономик.