Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Выкладка товаров— это способ укладки и создания композиции, наиболее выгодно их показывающей. При выкладке товаров необходимо умело сочетать их размеры, форму, вид, цвет упаковки и т.д.
Выкладка товаров должна привлекать внимание покупателей, побуждать их к совершению покупки, украшать магазин.
Из всех способов выкладки чаще всего используются два: горизонтальный
и вертикальный.
При горизонтальном способе
каждой группе
или подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя для одного наименования товара, средняя — для другого, нижняя — для третьего. Крупные и грузоемкие товары располагают на нижней полке.
При вертикальном способевыкладки плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагаются друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. Она чаще применяется в супермаркетах и магазинах самообслуживания при таком расположении товаров покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.
Но следует учитывать, что основное количество товаров должно быть размещено на средних полках — наиболее удобной зоне для покупателей. Товар на верхних и нижних полках служит как бы постоянным запасом. При выкладке товаров обеспечивают максимальное использование площади и объема, полную загруженность оборудования, с тем чтобы товары занимали все пространство между полками. Чем мельче товар, тем меньше должно быть расстояние между полками. В течение рабочего дня рабочие запасы товаров систематически пополняют. Не следует составлять пирамиды и прочие фигурные сооружения, так как это создает неудобство для покупателей. Различные искусственные сооружения из товаров, а также слишком строгий порядок (без интервалов) их расположения покупатели бояться нарушать. Товары следует выкладывать свободно, как бы создавая впечатление, что часть товаров уже раскуплена. Она внушает им доверие к товару. Покупателей притягивает массовая выкладка товаров.
Широкое применение получила выкладка товаров навалом
в корзинах, на полках, открытых холодильных прилавках.
В магазинах традиционного типа (через прилавок) используется декоративная выкладка.
Товары выкладывают пирамидами, колоннами, стопками, веером, ступеньками и т. д. Декоративную выкладку используют для показа товаров в наиболее привлекательном виде, подчеркивая их эстетические свойства. В магазинах самообслуживания она практически не применяется, так как затрудняет отбор товаров покупателями, отнимает время у продавцов и занимает много времени продавцов и занимает много места.
При выкладке товаров на торговом оборудовании необходимо учитывать следующие основные принципы:
однородные товары выкладывают по вертикали, тем самым обеспечивая их лучшую обозримость;
целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
в оптимальной зоне обозреваемости необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной; сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.
Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы в магазине; отвечать требованиям торговой психологии и создавать активный показ и предложение товаров; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума. При размещении и выкладке товаров необходимо добиваться, чтобы все товары, находящиеся в продаже, были хорошо видны и легкодоступны для покупателей. Важным требованием, предъявляемым к размещению и выкладке товаров, является уменьшение случаев товарных потерь, максимальное использование площади и объема выкладки.