Инструменты государственного регулирования экономики России
Вместе с тем, механизм экономического регулирования необходимо постоянно совершенствовать, независимо от того, ориентируется правительство на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования.
Сферой вмешательства государства в экономику региона должны быть программы социально-экономической безопасности устойчивого развития регионов.
В целях выработки эффективной стратегии оздоровления экономики принят ряд документов: Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Указ Президента РФ №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.96г., распоряжение Правительства РФ от 21.04.95г. №555 «Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 08.05.96г. №559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране».
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Администрацией Воронежской области по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Воронежской области за счет средств федерального бюджета постановлением администрации области от 14.08.98г. №809 утверждена Программа оздоровления государственных финансов в Воронежской области.
В соответствии с принятыми программными документами необходимо осуществить последовательный переход на модель устойчивого развития, сбалансированного решения социально-экономических задач. Следует отметить, что интересы экономической безопасности, сложность социально-экономической ситуации в регионах требуют безотлагательного решения стратегически важных задач регионального развития.
Выработанный ранее Правительством РФ подход на саморазвитие и самоуправление регионов, в результате непродуманных до конца решений курса проводимых экономических реформ, вместо предполагавшейся стабилизации привел к ослаблению регионов. В связи с возникающей угрозой регионально-политической нестабильности и безопасности, преодолением на территории Воронежской области кризисного состояния, созданием предпосылок для устойчивого развития региона в дальнейшем разработана «Концепция социально-экономической безопасности и устойчивого развития Воронежской области на 1997—2005 годы».
Эта Концепция содержит анализ современного положения, сложившегося в области и тенденций его развития; определение целей, критериев их достижения и этапов социально-экономических преобразований в регионе; систему видов и угроз региональной безопасности; приоритетные направления, механизмы и первоочередные меры по реализации Концепции.
Так, например, в качестве угроз продовольственной безопасности можно назвать: утрату продовольственной самостоятельности, экспортную экспансию основных продовольственных товаров и др.
Первоочередными мероприятиями по реализации Концепции являются: разработка и принятие нормативных актов по регулированию социально-экономических отношений и восстановлению управляемости экономикой, внедрение экономических и государственно-административных механизмов регулирования финансово-экономических отношений, использование возможностей государственного регулирования (региональный заказ, льготное налогообложение, кредитование, инвестирование) для повышения эффективности производства социально-значимых продуктов. Кроме того, нужна цивилизованная торговля, где соблюдаются гарантийные сроки товаров и сведения о товаре достоверны.