Место России на мировом рынку электроники
Рост производства в российской электронной промышленности - неизбежный процесс, который уже начинают признавать иностранные экономисты. Например, по оценкам общепризнанного американского специалиста-маркетолога Вальтера Кастинга (Walter Custer, Custer Consulting, USA, EPC2004 Cologne. Exhibition and Conference), по темпам роста производства электроники Россия занимает второе место среди европейских стран - 8,2% в 2003 г., 6,8% в 2004 г. (на первом месте Чешская Республика - 11%) и 10,6% в 2005 г. По объемам производства печатных плат Россия на третьем месте - $465 млн (на первом месте Германия - $958 млн, на втором Италия - $482 млн). Конечно, Юго-Восточная Азия и по темпам роста, и по объемам производства электроники намного опережает Европу и США. Но интеллектуальный потенциал в развитии электроники остается приоритетным за Западом, в том числе и за Россией.
Постоянное совершенствование микроэлектронной технологии, рост степени интеграции микросхем, увеличение функциональной насыщенности электронной аппаратуры, повышение производительности вычислительных процессов требуют постоянного роста плотности печатного монтажа, освоения новых технологий сборочно-монтажного производства, дальнейшего совершенствования технологического обеспечения надежности. Современные требования к электронным приборам и оборудованию заставляют все эти процессы идти со все возрастающей скоростью.
Кардинально изменился подход к созданию электронной аппаратуры, которая должна одновременно обеспечивать высокое быстродействие, расширенный динамический диапазон, относительно малое энергопотребление, высокую чувствительность, повышенную стойкость к воздействию внешних факторов.
Стратегия обновления производства
В отечественной и зарубежной практике ведется непрерывный поиск новых и совершенствование известных методов межсоединений. Ежемесячно публикуются сотни патентов, описывающих новые процессы и операции, претендующих на новое слово в технологиях электронной аппаратуры. Среди достижений в технологии монтажа появлялись и методы, изобретение которых сопровождалось значительной рекламой, но на практике они оказались маловыгодными, или ненадежными, или нашли ограниченное применение. Ежегодные международные конференции, симпозиумы по международной стандартизации способствуют в дискуссиях специалистов и практике использования по отбору выверенных решений, на основе которых родились базовые технологии. Именно для базовых общепринятых технологий разрабатываются и поставляются оборудование и материалы, создаются новые стандарты. На их основе строятся новые производства с многомиллионными вложениями капитала.
Сохранение конкурентоспособности продукции сегодня - далеко не простая задача. Гнет ценовой политики конкурентов, изменяющиеся стандарты, быстрый моральный износ изделий - вот только несколько факторов, определяющих конкурентоспособность электронных устройств на современном рынке. Чтобы сохранить на нем лидерство, необходимо предлагать дешевые изделия, легко подгоняемые под требования заказчика в процессе проектирования и пригодные для быстрого освоения крупносерийного производства.
Сегодня в условиях рыночной экономики особенно важно проявлять профессионализм в инвестировании производства, поскольку каждая даже, казалось бы, малозначительная ошибка может привести к большим экономическим потерям. В этом принципиальное отличие нашего времени от предыдущего периода затратной экономики, мало считавшейся с потерями ради дальней цели. Поэтому, если задаваться целью модернизации производства с забегом на будущее, чтобы вложенные средства не обесценились уже на этапах завоевания рынка, нужно четко определить свои приоритеты в разделении производства рыночной продукции и для этого нужно совершенно определенно знать современные достижения производства и тенденции его развития. Они не обязательно должны состоять в новых принципах технологий. Гораздо важнее проследить состояние принципов производства.
Информация о необходимых мероприятиях для проведения такой модернизации, как правило, черпается из нескольких источников:
Изучение опыта других предприятий, которые уже произвели обновление технологической базы. Как правило, они видят в вас потенциальных конкурентов и не спешат делиться с вами полной информацией.