Макроэкономика

26.Фин. с-ма. Гос. бюдж

. Финансы-с-ма эк. отношений связ. с образов., распред., и исп. фондов фин. ср-в. Фин. с-ма-совокупность фин. учреждений, форм и методов исп. фон-ов, норм и пр-л, регулир. фин. отношения. Стр-ра фин. с-мы: 1.фин-сы гос-ва 2.фин-сы хоз. субъектов 3.фин-сы населения. Гос. бюджет-осн. звено фин. с-мы. Осн. статьи доходов гос. бюдж.-налоги и сборы. Осн. статьи расходов – финансиров. соц., научно-тех., культ. программ, расходы на образ-ние, здрав-ние, органы гос. управления. Гос. бюдж. с-ма представлена: 1.центр. бюджет 2.бюджеты нац.-гос. и админ.-тер. образований 3.местные бюджеты. Бюдж. дефицит-сумма превышения расходов гос-ва над доходами в пределах фин. года. В зависим. от причины его образ. разл. структурный и циклический бюдж. дефициты. если пр-во сознательно закладыв. в гос. бюджет превыш-ние расходов над доходами, то образ. структурный бюдж. дефицит, т.е. он возн. в рез-те сознательного его планирования. покрытие этого дефицита происх. в основном за счёт внутр. финансирования. Если в ходе выполнения гос. бюджета образ. полож. сальдо м/у реально наблюд. и структурным бюдж. дефицитом, возн. циклич. дефицит. Причиной его образ. явл. измен. в пром. цикле. Это дефицит республ. бюджета, образ. в рез-те падения дел. активности и сокращ. налог. поступлений. В рез-те происх. недопр-во и недопоступл. в гос. бюджет, рост выплат и пособий по безр-це и др. соц. программам.

27.Гос. долг

-сумма задолженностей гос-ва владельцам гос. ценных бумаг, равная сумме накоплен. бюдж. дефицитов за минусом бюдж. излишков. он образ. путём времен. мобилизации гос-вом доп. ср-в для покрытия своих расходов путём выпуска правит. займов. Последствия гос долга:1.выплата % по гос долгу увел нер-во в доходах 2. эф-т вытеснения-когда гос-во осущ покрытие своих расходов через взаимствование ден ср-в у частных лиц и фирм под свои цен. бумаги. Это приводит к росту % ставки (сниж-ся объем инв-й) в результ сниж-ся AD и правит-во может получить тот эф-т на кот оно рассчитывало 3. повыш-е налогов для выплаты % по гос долгу отрицат влияет на эф-ть распред-я ресурсов. Увел-е налогов явл для правит-ва спос-ть получ-я необход доходо Разл. внутр. и внешн. долг. Одной из причин, порождающих гос. долг, явл. спады в пр-ве. Др. причиной явл. милитаризация эк-ки и войны. Показ-ли гос. долга: 1.абсолютные 2.относительные (долг/ВВП, долг/кспорт, долг/числ. населения, сумма обслужив. долга/ВВП). С-ма гос. долга позвол. гос-ву получ. ден. ср-ва на покрытие бюдж. дефицитов. Он явл. важн. инстр-том макроэк. регулирования. К ф-циям управления гос. долгом относят определ. условий выпуска нов. займов, т.е. размера выпуска, срока, курса облигаций, ставки %, обслуж. ранее выпущ. займов, срок кот. истёк.Взаимосвязь внутр и внешн долга. При долговом финансир-ии бюдж деф-та ставки % повыш-ся т.к. увел спрос на деньги, а ЦБ огранич их предлож-е. Повыш-е % ставок на внутр р-ке увел спрс на ценные бумаги со стор иностр инвесторов. Это ведет к увел-ю притока иностр капитала и увел-ю суммы внешн долга. Возник проблема обслуж-я внешн долга. Кроме того увел спрос на отеч ценные бумаги ведет к росту спроса на валюту. Обменный курс нац валюты повыш-ся что спос сниж-ю экспорта и увел-ю импорта. В рез-те отрицат чистый экспорт ухудшается платежный баланс, но притоки иностр капитала может привести к росту инвестиц спроса некот сниж-ю эф-та вытеснения. Мех-м сокращ-я гос долга 1. выкуп долга на вторичн р-ке ценных бумаг 2. обмен долга на иностр капитал 3. замена существующ долговых обязательств новыми обязат-вами.

28.Бюдж.-налог. пол-ка (фискальная)

-меры пр-ва по измен. гос. расходов, налогов и сост. гос. юджета, направлен. на обеспеч. полной занятости, равновесия плат. баланса и эк. роста при пр-ве неинфляц. ВВП. Цели:1.устойчив темпы роста нац дохода 2.умеренная инф-ция 3.достиж-е полной занятости 4.сглаживание циклич колебаний. Типы фиск. пол.: 1.дискреционная-целенаправлен. измен. гос. расходов, налогов, сальдо гос. бюджета в рез-те соц. р-ний пр-ва направлен. на измен. ур-ня занятости, объёма пр-ваа, темпов инф-ции и сост. плат. баланса. а)стимулирующая б)сдерживающая 2.недискреционная-автоматич. измен. гос. расходов и налог. поступлений, сальдо гос. бюджета в рез-те циклич. колебаний сов. дохода. Фиск. политика предусм. исп. возможностей пр-ва взимать налоги и расходов. ср-ва гос. бюджета для регулир. ур-ней дел. активности в р-нии разл. соц. задач. Осн. рычагами фиск. пол-ки явл. измен. налог. ставок, правит. расходов в соответствии с целями гос-ва. Фиск. пол-ку проводят законодат. органы, кот. контролир. налогооблаж. и расходование получ. ср-в.

29.Дискрецион. фиск. пол-ка

-целенаправлен. измен. гос. расходов, налогов, сальдо гос. бюджета в рез-те соц. р-ний пр-ва направлен. на измен. ур-ня занятости, объёма пр-ваа, темпов инф-ции и сост. плат. баланса. а)стимулирующая (экспансия): в краткоср. периоде-преодоление цикл. спада в эк-ке, увел. гос. расходов, сниж. налогов или комбиниров. этих мер; в долгоср. периоде привод. к расшир. предложения ф-ов пр-ва и росту эк. потенциала. б)сдерживающая (рестрикция): огранич. циклич. подъёма эк-ки, сниж. гос. расходов, увел. налогов или комбиниров. этих мер: в краткоср. периоде эти меры позвол. сниз. инф-ция спроса ценой спада пр-ва и роста безр-цы; в долгоср. периоде растущ. налог. клин служит основой для сокращ. сов. предложения, развёртывание мех-ма стагфляции и спада пр-ва.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12