Асимметрия информации на рынке автомобилей
Формирование двух равновесных точек на одном рынке связано с различиями в субъективных оценках покупателями связи «цена – качество» и не имеет большого значения для сути происходящего. Суть же состоит в сравнении исходов при наличии асимметрии информации и ее отсутствии. Если бы асимметрии информации не было и покупатели могли точно идентифицировать автомобили по качеству, то равновесие достигалось бы в точках А и В. При равновероятностном распределении автомашин по качеству (половина качественных, а половина низкокачественных) объем покупок одного типа автомобилей равнялся бы объему покупок другого типа (в нашем случае – 100 ед.). Однако, как видно из рис. 4, при том же объеме совокупных продаж (200 ед.) из-за наличия асимметрии информации произошло смещение объема покупок в сторону низкокачественного блага (160 ед.) за счет сокращения объема покупок качественных автомобилей (40 ед.), что свидетельствует о вытеснении с рынка качественного блага низкокачественным. Наблюдается негативный отбор, состоящий в том, что рынок трансформируется в рынок некачественного блага.
Разрушится рынок или нет, зависит от уровня дополнительных издержек, возникающих под влиянием асимметрии информации, а также от способности его участников контролировать уровень этой асимметрии. Например, при добровольном страховании автогражданской ответственности цена страховки будет определяться риском потерь (величиной ущерба) и вероятностью наступления страхового случая. Если страховщики не могут идентифицировать водителей по степени риска и не обладают инструментами воздействия на них, то им придется установить высокую цену на страховку. Аккуратные водители найдут такую цену для себя неприемлемой и откажутся от страхования. Поэтому среди страхователей увеличится доля водителей, часто попадающих в аварии. По мере увеличения цены страховки доля таких водителей будет возрастать, а значит, будут расти и затраты страховщиков. Наконец, в системе окажутся только те страхователи, которые наверняка совершат аварии. В такой ситуации распределение риска между участниками, лежащее в основе страхования, не представляется возможным, и страховщики будут вынуждены прекратить свою деятельность. Единственный выход – назначать цену страховки, равную величине ущерба плюс издержки страховщика. Но такая цена станет неприемлемой для страхователей.
Особенность «рынка лимонов» состоит в том, что он не организован. Однако асимметричность информации наблюдается и в условиях высокого уровня организации рыночных институтов. Это, прежде всего, финансовые рынки и рынок труда. Для них эффекты, связанные с асимметричностью информации, особенно значительны. Рассмотрим примеры таких рынков[14].