Асимметрия информации на рынке автомобилей
С октября 1978 по апрель 1980 г. федеральной торговой комиссией было проведено исследование рынка подержанных автомобилей США. Покупателей подержанных автомобилей, купивших товар в течение 12 месяцев, просили указать канал приобретения автомашины, оценить технические характеристики купленного автомобиля (на момент приобретения) по 10-балльной шкале, предоставить сведения о необходимости ремонта и затратах на ремонт. Оказалось, что на тех сегментах рынка, где асимметричность информации о качестве сильнее (покупка у дилеров), качество машин было ниже, о чем говорят высокие расходы на ремонт. Люди, купившие автомобиль у знакомых, потратили в среднем за год на ремонт 418 дол., купившие автомобиль у продавцов, рекомендованных знакомыми, - 449 дол., а те, кто приобрел автомобиль у дилеров, - 533 дол.[13] Купить ладу бу оценка авто, сервис и запчасти.
Проиллюстрируем сказанное классическим примером с рынком подержанных автомобилей, заимствованным у Дж. Акерлофа. Но сначала рассмотрим ситуацию, где асимметрия информации отсутствует.
Примером такой ситуации может служить раздельное функционирование рынков новых, то есть не бывших в употреблении, и подержанных автомобилей.
Рис. 3. Рыночное равновесие при отсутствии асимметрии информации
Как видно из рисунка № 3, на каждом из рынков формируется свое особое равновесие (точка А для рынка новых автомобилей и точка В для рынка подержанных автомобилей) в зависимости от характерных для них особенностей рыночного спроса и предложения.
Теперь рассмотрим ситуацию, возникающую на рынке подержанных автомобилей, где степень асимметрии информации особенно велика. Специфика данного рынка состоит в том, что покупатель может оценить внешнее состояние автомобиля, но не скрытые дефекты. Исходя из убежденности, что хорошие вещи на этом рынке не продаются, покупатель будет рассматривать любой бывший в употреблении (даже почти новый) автомобиль как низкокачественное благо. На этой основе возникает диссонанс между ценой продавца и ценой покупателя. Продавцы знают качество автомобилей, которые продают. Продавец качественного автомобиля будет требовать за него высокую цену, а продавец низкокачественного готов продать автомобиль по низкой цене. Если предположить, что покупатель исходит из равной вероятности покупки качественного и низкокачественного автомобиля, то он согласится на среднюю цену – ниже цены качественных автомобилей и выше цены низкокачественных.
В такой ситуации продавцы качественных автомобилей воздержатся от продажи. Продавцы низкокачественных автомобилей, напротив, получат цену выше ожидаемой, что стимулирует расширение предложения низкокачественных автомобилей. При этом процесс замещения качественных благ некачественными будет прогрессировать. Все больше убеждаясь в низком качестве автомобилей, покупатели начнут снижать цену, а продавцы – предлагать все менее качественные автомобили. В итоге рынок может оказаться в положении, когда цены покупателя и продавца будут несопоставимы и рыночные сделки окажутся невозможными, то есть рынок разрушится. Такова вербальная модель механизма негативного отбора в условиях асимметрии информации.
Графическая модель механизма негативного отбора позволяет глубже проникнуть в содержание происходящего.
Рис. 4. Механизм действия негативного отбора и его последствия
Предположим, спрос на качественные подержанные автомобили задан как Dк, а их предложение – Sк. Спрос на низкокачественные автомобили задается как Dн, a их предложение – Sн. Представленное на рис. 4 расположение кривых спроса и предложения для каждого типа блага не случайно. Поскольку готовность покупателя платить за качественный автомобиль выше, то кривая спроса на такие автомобили располагается выше. Продавцы автомашин низкого качества готовы согласиться на более низкие цены, отчего кривая предложения автомашин этого типа будет располагаться ниже кривой предложения качественных машин.
Если асимметрия информации не позволяет покупателям идентифицировать автомобили по качеству, а их ожидания связаны с тем, что среди представленных на рынке подержанных автомобилей половина – качественные, а половина – нет, то кривая спроса переместится в положение Dасим, посередине между кривыми спроса на качественные и некачественные автомобили. Что касается предложения, то в отношении него подобного не происходит, ибо продавцы точно осведомлены о качестве продаваемых автомашин. В результате при данном спросе и в соответствии с предложением каждого типа машин на рынке возникают две равновесные точки: С является точкой равновесия для качественных автомобилей и D – для низкокачественных.