Инвестиционный климат и региональные проблемы
В этих условиях региональные власти оказываются не в состоянии "подкорректировать" федеральную политику на местах, ибо важнейший регулятор -региональный бюджет- сейчас является просто фикцией, он живет в расчете на субвенции и кредиты из федерального бюджета. В качестве наиболее наглядного примера такого рода может быть приведена Тюменская область. В 1993г. бюджет области, в которой добывается значительная доля российской нефти, был сведен с дефицитом, область жила за счет субвенций федерального бюджета.
Действующая налогово-бюджетная политика связана с целым рядом негативных последствий.
1) Усиление противоречий регионов и центра. Недовольны как регионы-"доноры" (много изымают), так и территории-"реципиенты" (мало дают). В то же время в горизонтальных, межрегиональных отношениях слабо проявляются экономические противоречия в силу корпоративности региональных администраций и общего негативного отношения к центру.
2) Ускорение темпов инфляции. Параллельно приведенной выше схеме действует и другая - субсидии экономически отсталым регионам ведут к росту дефицита госбюджета, необходимость его сокращения обусловливает рост налогового бремени, для компенсации налоговых изъятий находящиеся на плаву предприятия увеличивают цены.
3) Продолжение спада производства. При столь высоком налоговом бремени и темпах инфляции просто не имеет смысла стараться производить больше.
4) Консервация иждивенческих настроений в обществе. Действующая система налогообложения не дает возможности региональным администрациям даже попытаться проявить инициативу. Декларированная свобода в отношении региональных бюджетов касается только расходных статей, а потому ставит регионы в полнейшую зависимость от федеральных органов власти. Вместе с тем высокий уровень налогообложения -важнейший фактор сепаратизма регионов, в первую очередь богатых природными ресурсами (Татарстан, Башкортостан, Якутия, Карелия и т.п.).
5) Единообразие налоговой системы препятствует изменению структуры экокомики. Структурные сдвиги требуют перелива капитала, возможности же стимулирования такого перелива ограничены, в распоряжении региональных властей остаются только неформальные методы.