Инвестиционный климат и региональные проблемы
Наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов являются в настонщее время территории России, которые обеспечивают относительную социальную стабильность, обладают богатым ресурсным и/или конкурентоспособным производственным потенциалом.
Как правило, указанные условия действуют одновременно: ресурсный и производственный потенциал обеспечивает относительную стабильность экономики, а значит, и социальную стабильность. Именно поэтому к числу благоприятных регионов могут быть отнесены территории, хотя и не все, Центрального, Поволжского, Западносибирского экономических районов, с оговорками - Северо-Западного района. Промежуточное положение занимает Уральский экономический район, в котором значительный промыш ленный потенциал сочетается со множеством острых социалььно-экономических проблем, связанных, в частности, с конверсией предприятий ВПК. Ситуация в других регионах страны сложнее, практически в каждом из оставшихся экономических районов присутствуют территории с ощутимым негативным по тенциалом (вероятность межнациональных конфликтов, резкого роста базработицы, значительные финансовые проблемы и т.п.). близкое же соседство потенциально взрывоопасных территорий ведет к росту инвестиционного риска и в экономическом районе в целом.
Опыт мониторинга предпринимательского климата в регионах России свидетельствует, что приведенная дифференциация экономических районов весьма стабильна и в течение 1993-1995гг. не менялась. Без кардинальных изменений в региональной политике России трудно ожидать каких-либо перемен и в дальнейшем. Пересмотр региональной политики должен происходить в направлении расширения хозяйственных полномочий региональных властей, в первую очередь в области налогово-бюджетной политики.
Действующая налоговая система формально включает в себя три типа налогов: федеральные, региональные (областные, республиканские и т.д.) и муниципальные. Однако муниципальные сборы мало влияют на развитие ситуации, а большинство платежей федеральных налогов поступает как в федеральный, так и в региональные бюджеты в заранее оговоренных пропорциях (налог на прибыль, НДС), а некоторые -только в региональкые бюджеты (подоходный налог). Такая схема вполне логична, но нынешние ставки налогообложения чрезмерно велики. В этих условинх региональные бюджеты связаны по рукам и ногам: доходов они получают ровно столько, сколько запланировано центром (т.е. запланированные, доли от федеральных налогов), снижение налогового бремени для своих предприятий не входит в компетенцию региональных властей, а от введения собственных, дополнительных налогов их удерживает вполне обо снованное опасение "задушить" свои предприятия. В итоге в доходах "среднероссийского" регионального бюджета поступления от собственно налоговой системы составляли всего 7%. Другими словами, определяющую роль на всей территории страны играют именно федеральные налоги.
В то же время федеральный бюджет, забирая в виде различных налогов львиную долю доходов, не все тратит сам, а значительную часть средств возвращает в регионы в форме субвенций, кредитов, финансирования различных программ (социальных, инвестиционных). При таком подходе учесть специфические условия и потребности огромного числа регионов (в России, вместе с автономными округами, выделяется 89 территориальных образований), которые существенно разнятся между собой, практически невозможно. В результате действующая налоговая система оказывается тяжела одновременно для всех, и ни о каком учете специфики конкретных производств речь не идет. Многочисленных исключений, предусмотренных в налоговом законодательстве. оказывается явно недостаточно для селективного воздействия на предприятия, поскольку принимались они также на федеральном уровне. Все было бы логично, если бы за счет ужесточения налогового прессинга решалась задача отсева нежизнеспособных предприятий, которых в избытке в российской экономике. Однако закон о банкротстве не действует, реального отбора эффективных предприятий не происходит и налоговая система становится только дополнительным фактором падения производства. В итоге действует незамысловатая цепочка, ведущая к ускорению инфляции и деградации производства: высокие налоги - сокращение производства - сокращение налоговых поступлений - дефицит федерального бюджета - дополнительная эмиссия - ускорение темпов — дальнейшее сокращение производства .