Поведенческая школа
Макгрегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» гораздо более эффективно, и указывал, что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.
Большой вклад в развитие бихевиористского
направления в менеджмент внес Абрахам Маслоу (1908—1970), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамида потреб
ностей».
Иерархия потребностей по А. Маслоу состоит из пяти основных уровней (рис.1)
Рисунок 1
Иерархия потребностей по А. Маслоу[5]
Физиологические потребности
. К ним относятся потребность в пище, сне, воздухе и др., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать организм. Данные потребности порождены физиологией человека и в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов. Однако человек, работающий в основном по причине необходимости удовлетворения физиологических потребностей, мало интересуется содержанием работы. Его внимание больше сосредоточено на оплате, условиях труда, рабочем месте и т.п. Для управления такими людьми необходимо чтобы минимум заработной платы обеспечивал выживание, и рабочие условия не слишком отягощали существование.
Потребность в безопасности и стабильности
. Эти потребности отражают стремление человека избежать болезней, травм, сохранить здоровье на долгие годы, предсказуемость и контроль за собственной жизнью. Люди с обостренной потребностью в безопасности стремятся избегать риска, часто внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такими людьми следует создавать надежную систему социального страхования, оплачивать их труд выше прожиточного уровня и не привлекать их к принятию рискованных решений.
Социальные потребности
, иногда называемые потребностями в принадлежности, причастности. Это чувство принадлежать к себе подобным, быть принятым и признанным ими. Известно, например, какие деформации происходят в личности после долгого пребывания в статусе безработного, когда человек оторван от трудового коллектива.
Если данная потребность становится доминирующей для человека, то он смотрит на свою работу как на принадлежность к коллективу и как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким людям руководитель должен соблюдать форму дружеского партнерства, создавать условия для общения, практиковать групповую форму организации труда, а также напоминать работникам о том, что их ценят коллеги на работе.
4. Потребность в уважении и самоуважении (статусе)
. Это потребности человека в положительной оценке обществом его индивидуальности. Мало чувствовать собственную нужность для организации, люди хотят быть в своей среде уважаемыми.
Потребность в самоактуализации, самореализации
. Это потребность, выражающаяся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений, навыков. Под самоактуализацией А. Маслоу понимает «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Стать второстепенным врачом — это неподходящий путь к самоактуализации.
Человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть». Более широко самоактуализация понимается как потребность в творчестве. Предполагается, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно самосовершенствоваться, найти свое место в жизни. А. Маслоу подчеркивал, что «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самореализуется». Но это только часть характеристики такой личности. Самоактуализирующаяся личность — это также независимая, нонконформистская персона. Она не завершает свое совершенствование, она все время реализует свои способности.
При управлении людьми с такого рода потребностями надо стремиться давать им оригинальные задания, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности.
Теория иерархического построения потребностей А. Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. И хотя она не дает однозначного ответа на вопрос о природе тех или иных потребностей, руководителю она дает понимание того, что мотивация людей к труду определяется широким спектром их потребностей («не хлебом единым сыт человек»).