Поведенческая школа
Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ — школы «человеческих отношений» (1920— 1950 гг.) и школы поведенческих наук (1950 г. — по настоящее время).
Эти школы выделились вследствие того, что классическая школа, пройдя определенные этапы в своей эволюции, в совершенстве изучив техническую сторону производственного процесса, достигла предела интенсивности использования человеческих ресурсов, когда уже чисто материальные и казарменные методы не срабатывали. В изменившихся условиях пришло время использовать интеллектуальные ресурсы личности, что и вызвало принципиально новые подходы к управлению. Иными словами, жизнь потребовала формирования новых управленческих идей — ориентированного на человека подхода. И такой подход начал складываться со второй половины 20-х гг. XX в.
Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы, которая подвергала критике концепцию «экономического человека», настаивала на необходимости анализа психологической деятельности индивида и выдвинула требование «человек — главный объект внимания». Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении.
Чувства работника, его настроение, убеждения становятся предметом изучения. В противовес тейлоризму, утверждавшему незыблемость авторитета руководителей и откровенно пренебрегавшему простым исполнителем, теперь проповедуется «гуманное отношение к подчиненным», «уважение личности», «демократизация управления» и т. п.
Примерно с конца 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалось в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.
Наиболее крупные представители этого направления: Ренсис Лайкерт, Дуглаг Макгрегор, Абрахам Маслоу, — изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Их исследования способствовали возникновению в 60-х гг. особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом».
В самых общих чертах главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор (1906—1964), разработавший теорию «X» и «Y». В соответствии с этой теорией существуют 2 типа управления, отражающих 2 типа работников или, вернее, 2 типа отношения к работникам.
Для организаций типа «X» характерны следующие предпосылки:
человек имеет унаследованную неприязнь к работе и старается ее избегать;
по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут осуществлять необходимые действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;
человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.
Теория «Y» имеет следующие предпосылки:
выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным. Нежелание работать не является наследственным. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий трудд; внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и деятельность в интересах организации, если им присуще чувство ответственности, обязательства по отношению к организации;
ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным является вознаграждение, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;
человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому.
Применительно к теории «Y» Макгрегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и воображение для решения проблем организации, однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.