Количественный подход
Вторая обязанность менеджера состоит в t<jm, чтобы в каждом решении и действии, учитывающем требования настоящего момента, помнить о будущем, о перспективах предприятия.
Для всех менеджеров, независимо от занимаемого ими положения, характерно, по утверждению эмпирической школы, выполнение следующих функций:
Определение целей предприятия или подразделения, путей их достижения и постановки конкретных задач перед людьми.
Организация работ — создание необходимой организационной структуры и подбор руководящих работников.
Достижение необходимой согласованности работ путем прямых и обратных связей и применения побудительных мотивов.
Анализ и оценка деятельности подчиненных.
Обеспечение профессионального роста людей[2].
Каждая из этих функций является сложным комплексом вопросов, знать которые в одинаковой степени менеджер не в состоянии. Другими словами, менеджер не может быть «универсалом» в знании всей системы производства. Он имеет свое специфическое орудие труда — информацию, он побуждает, направляет, организует людей на выполнение работы и в этом его главная функция. Ему нужно владеть искусством доводить свои мысли до сознания других людей, так же как и искусством выявлять их мнение.
Эти воззрения эмпирической школы о природе и особенностях менеджмента получили широкое распространение и признание в США и других странах.
В американской практике управления большое внимание уделяется подбору руководящих работников. Причем предпочтение часто отдается не столько специалисту в данной области, сколько хорошему организатору. Представители «эмпирической школы» утверждают, что если руководителем какого-либо дела является узкий специалист, претендующий на личный вклад в решение проблемы, то создается явная опасность для работы всего коллектива. Это происходит потому, что он видит решение проблемы через призму своей специальности, не замечая или не придавая должного значения другим ее сторонам. Считается предпочтительным хотя и в определенной мере недостаточно полное, но относительно всестороннее представление о проблеме, чем хорошее знание ее отдельной стороны.
С точки зрения «эмпириков», хороший руководитель — это человек, который недоволен существующими методами, непрерывно изучает новое и прислушивается к советам других.
При выдвижении руководящих кадров «эмпирики» придерживаются следующих принципов:
Оценка того, что делает работник в настоящее время в той области, где ему предстоит работать.
Необходимость различия «широкого опыта» и «повторяющегося опыта» (20-летний опыт может оказаться лишь опытом одного года, повторенным 20 раз), и предпочтение отдается тому, кто имеет «широкий опыт», то есть работал на различных постах.
Искать на стороне кандидата нужно лишь в том случае, когда его нет на своем предприятии или в компании.
4. Если имеются два равноценных работника, то предпочтение отдается молодому[3].
Важное место в работах этой школы занимают вопросы централизации и децентрализации, делегирования ответственности и т. д. Необходимость децентрализации управления рассматривается как одно из главных условий эффективного функционирования предприятий.
Интересны взгляды эмпирической школы на применение ЭВМ и экономико-математических методов в управлении.
Ведущие деятели этой школы и, прежде всего, П. Друкер выступают против представления о том, что именно экономико-математические методы и ЭВМ призваны играть решающую роль в научной организации управления. Они подчеркивают, что научные принципы, методы и формы организации управленческой деятельности должны черпаться из непосредственного опыта путем его систематического изучения, анализа и обобщения. Несмотря на эмпиризм, многие разработки этой школы представляют большой интерес, поскольку они отражают объективные потребности крупного современного промышленного производства. К ним относятся: