Количественный подход
Становление количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других областей знаний. Научный метод при анализе работы еще применял Ф.У. Тейлор. Но до Второй мировой войны количественные методы использовались недостаточно.
Возможность использования достижений математики послужило основанием для создания школы «науки управления» — «количественной» школы. Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др. Представители этой школы способствовали углубленному пониманию сложных управленческий проблем благодаря разработке и применению моделей, использовали точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Толчок к применению этих методов в управлении дало внедрение и развитие компьютерной техники.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления[1]:
Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
За период, предшествующий формированию школы науки управления, была создана теория управления, которая в состоянии не только объяснить практику, но и дать конкретные рекомендации по совершенствованию действий для управляющих. Было разработано большое количество «принципов», «заповедей», «правил», «памяток» и т. д. Однако управляющие далеко не всегда прибегали к использованию этих .советов, так как зачастую они оказывались абстрактными и трудно применимыми на практике. Отдельные положения теории представляли собой только научную ценность. Очень часто это мало заботило исследователей. Такой подход к управленческим проблемам получил название эмпирического. Главным его содержанием является утверждение, что эффективность управления зависит от умения управлять людьми.
При всем разнообразии взглядов, развиваемых в рамках эмпирической школы, ее сторонников объединяет откровенно прагматическая ориентация, которая основывается на изучении практики управления с целью выработки рекомендаций, имеющих, как правило, непосредственное практическое значение.
Представители этой школы обычно подчеркивают, что не стоит пренебрегать достижениями математики, кибернетики и других наук. Но решающее значение они придают непосредственному опыту управления, доказывая, что сама по себе управленческая деятельность остается в значительной мере искусством, которому учит не столько теория, сколько практика.
Это направление претендует на роль создателей американской науки управления, научного менеджмента. Проблему управления производством представители менеджеризма рассматривают как проблему управления людьми, а научный менеджмент — как научно разработанный практический инструмент повышения искусства управления производством.
Необходимо сказать, что это направление ставит и разрабатывает реальные проблемы управления крупными предприятиями, и его рекомендации, несомненно, способствуют повышению эффективности производства.
Поскольку управление рассматривается как искусство, то большое внимание здесь придается руководителям-менеджерам и описываются их функции, правила работы и поведения.
Эмпирическая школа обосновывает идею профессионализации менеджмента, то есть превращения функции менеджера в самостоятельную профессию. В общем одобрительно относясь к этой тенденции, главный идеолог эмпирической школы, Питер Друкер, предостерегает от чрезмерного увлечения этим положением, утверждая, что менеджмент никогда не станет точной наукой и что критерием качества менеджмента всегда будет практический успех в деловой деятельности; то есть менеджмент является скорее практикой, чем наукой или профессией, хотя содержит в себе элементы того и другого. Друкер акцентирует внимание на творческой стороне деятельности менеджера. Он, согласно Друкеру, выполняет две специфические обязанности. Первая — создать из имеющихся ресурсов подлинно целое производственное единство, то есть создать эффективную систему управления. Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, не теряя при этом из вида частные вопросы, поскольку эти частные вопросы в определенных условиях могут приобрести решающее значение для деятельности всего предприятия.