Тенденции формирования и развития инфраструктуры
Методологической и теоретической основой анализа инфраструктуры является принцип объективности. По мнению А.И. Кузнецовой, инфраструктура в процессе познания, выступает как общественное явление и проблема ее формирования, модернизации становится общеэкономической и первостепенной.
Это подтверждается тем, что инфраструктура стала одной из базовых элементов концепции «4И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции). Именно инфраструктура выполняет связующую функцию в данной концепции устойчивого развития России.
Такими российскими учеными экономистами как: В.Н. Лившицем, А.А. Нестеровым, С.С. Носовой, О.Б. Стрекаловым, В.П. Федько, Ю.Г. Юдиным были научно обоснованы и выделены, как самостоятельные системы, следующие виды инфраструктур:
- производственная;
- социальная;
- институциональная;
- инновационная.
Идеи относительно процессов формирования рыночной инфраструктуры были высказаны в работах американских экономистов А. Шоу, Т.Левитта, Д.Ревзана, Э.Энгла, Р.Гиста, Дж.Гэлбрейта, П. Сауэльсона.
Среди отечественных ученых исследующих природу формирования рыночной инфраструктуры, следует назвать А.И.Левина, В.Е. Маневича, П.П. Маслова, В.К. Нефедова, А.В. Орлова, Р.И. Шнипера. Различные аспекты рынка и рыночной инфраструктуры исследованы в работах Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна. А.Г. Гранберга, М.М. Гордона.
Таким образом, инфраструктурное обеспечение создает общие и специализированные факторные условия и подразделяется на:
- отраслевую (производственную, рыночную и институциональную);
- специализированную (инфраструктурные отрасли, которые могут применяться во всех сферах деятельности).
На данном этапе в экономике страны возникают новые экономические отношения хозяйствующих субъектов различных форм собственности, связанные с процессами формирования новой структуры экономики, образованием новых рыночных отношений для формирования устойчивого развития. Формирование и обеспечение этих отношений принадлежит инфраструктурному обеспечению, которое в свою очередь состоит из рыночной и производственной инфраструктуры.
Развитию рыночной инфраструктуры свойственны процессы трансформации и модернизации в зависимости от типа экономического развития системы. Модернизация отражается на изменении или адаптации состава инфраструктуры в соответствии с современными требованиями рынка приводящие к экономическим преобразованиям.
С развитием товарных рынков, появлением новых рыночных функций, углублением специализации в сфере обращения, возникает потребность в оказании широкого спектра обеспечивающих услуг, что вызывает объективную необходимость в создании специализированных предприятий и организаций рыночной инфраструктуры, обслуживающей хозяйствующие субъекты. функционирующих в рамках различных типов рынков. Современная инновационная экономики требует наличия мощных логистических, выставочных комплексов, информационно-аналитических центров, консалтинговых, аудиторских, инжиниринговых фирм, специализированных кредитных организаций.
Отраслевой и функциональный подходы, предполагают исследование инфраструктуры в рамках постоянно меняющейся экономической действительности.
Ю.В. Яковец считает, что значительные структурные сдвиги в области рыночной инфраструктуры можно ожидать именно при стратегии инновационного прорыва. Реализация сценария инновационного прорыва предполагает существенное сокращение доли торговли с 6% в 2000 до 53% в 2050 (при улучшении качества обслуживания населения за счет развития электронной торговли и других инновационных технологий) и существенное увеличение доли транспорта и связи – соответственно с 18% до 27%.