Тенденции формирования и развития инфраструктуры
Общеэкономическое развитие и его агрегированные показатели стали предпосылкой для теоретического осмысления процессов инфраструктурного обеспечения, его модернизации и его связи со структурными преобразованиями устойчивого развития экономических систем. Это, прежде всего, отражается в так называемых «векторах инфраструктурного обеспечения», а именно сервизация экономических, хозяйственных процессов, обеспечение направлений устойчивого развития и конкурентоспособности. Как отмечалось выше, инфраструктурное обеспечение развивается в рамках эволюционного процесса, адекватно реагируя на все преобразования и модернизации экономических систем.
В отечественной экономической науке инфраструктура понимается двояко. Многие исследователи инфраструктурных преобразований, как: В.И. Карсекин, А.И. Кочерга, А.А. Мазараки, рассматривают ее как совокупность отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование промышленного производства и создающих необходимые условия для жизнедеятельности. Другие авторы например, Я.Т. Бронштейн, В.Т. Васильев, В.Н. Красовский, В.П. Лившиц, С.С. Носова, Ж.Т. Тощенко, считают, что инфраструктура – это технологические совокупности, без которых невозможно современное производство и все виды человеческой деятельности. Различия в дефинициях вызвано разными подходами к анализу инфраструктурных процессов происходящих на макро или микро уровнях, при этом остается малоизученным природа инфраструктурного обеспечения на мезоуровне (на уровне отдельных крупных производственно-хозяйственных комплексов). Поэтому данное исследование будет актуальным, поскольку ориентировано на инфраструктурное обеспечение устойчивого развития крупного производственно-хозяйственного комплекса (см. рис. 2.1.1).
В макроэкономическом аспекте (макроуровень) инфраструктура представляется как совокупность экономических, политических и социальных условий, обеспечивающих развитие материального производства.
На микроуровне инфраструктура рассматривается в рамках внутрифункционального значения между отдельным объектом (фирма, предприятия, вуз) и отдельным элементом инфраструктуры. При этом совершенно не учитывается комплексность инфраструктурных элементов.
На мезоуровне инфраструктура рассматривается именно как комплекс взаимосвязанных инфраструктурных элементов направленных на отрасль или крупный производственно-хозяйственный комплекс (нефтехимия, машиностроение и т.д). Именно на данном уровне позволяется возможным в рамках синергетического подхода увидеть более глубокие инфраструктурные связи, направленные на устойчивое развитие.
Тощенко Ж.Т предлагает следующую трактовку инфраструктуры: «Инфраструктура – это часть материально-технической базы, выделение которой в структуре народного хозяйства позволяет более точно судить о таких элементах, которые обеспечивают общие условия для развития экономических процессов с точки зрения создания объективных материальных возможностей для эффективного функционирования и общественного труда».
Однако инфраструктуре свойственно то, что она представляет собой систему общих условий общественного производства на всех уровнях. Поэтому на наш взгляд, следует рассматривать инфраструктуры как – совокупность структурных элементов способствующих или создающих условия для устойчивого развития экономических систем. При этом следует отметить, что данный подход универсален как для различных отраслей народного хозяйства, так и для уровней устойчивого развития от микро до макро.