Возможные пути развития диверсификации производств на предприятиях Украины
Либерализация экономики Украины существенно сузила степень
государственного вмешательства в экономику и положила начало активному использованию рыночных механизмов регулирования экономических процессов. Однако, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, основной функцией государства должно оставаться стратегическое обеспечение эффективности и устойчивости
воспроизводственных процессов национальных субъектов хозяйствования с целью осуществления контроля реализации общенациональных целей. К числу главных субъектов хозяйствования национальной экономики Украины по праву относится машиностроительная отрасль, от уровня развития и эффективной деятельности которой зависят ключевые макроэкономические показатели эффективности промышленного производства. Вместе с тем, невыполнение государством своих обязательств по защите национальных интересов способствует снижению объемов привлечения инвестиционных средств в отечественную экономику и, как следствие, снижению ее конкурентоспособности. Как результат, снизился объем освоенных инвестиций в основной капитал промышленности с 124,9% в 2004 г. к 2003 г., до 107,4% в 2005 г. к 2004 г. Это не могло не отразиться на финансовых результатах предприятий Украины. Так, если в 2004 г. число убыточных предприятий составляло 33,9% от общего их количества, то в 2005 г. было зафиксировано 34,6%, в том числе промышленных предприятий 40%, из них
машиностроительных предприятий 39,6% . Рассматривая экономику
Украины с точки зрения перспектив развития международных экономических отношений, следует обратить внимание на общий рейтинг
конкурентоспособности страны, который во многом и предопределяет
ее возможности по привлечению иностранных инвестиций для реализации общенациональных целей. По данным Международного Экономического форума в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) Украина заняла 86-е место
(среди 104 стран) и 65-е (среди 93 стран) по индексу деловой конкурентоспособности (Business Competitiveness Index, BCI) [2]. Наши ближайшие соседи Польша и Россия заняли 60-е и 70-е места по GCI и
55-е и 59-е по BCI соответственно.
Учитывая вышесказанное, следует акцентировать внимание на
вопросах повышения конкурентоспособности экономики Украины. В
первую очередь это связано с ростом конкуренции на внутреннем и
мировом рынках машиностроительной продукции, что оказывает негативное влияние на отечественного товаропроизводителя. Выходом из
данной ситуации является обеспечение условий и разработка механизмов, позволяющих ускорить процесс адаптации машиностроительного производства Украины к новым экономическим условиям, поиск наиболее выгодных сфер использования и распределения внутрикорпоративного и межотраслевого капитала. По мнению ведущих экономистов, в качестве одного из методов достижения данной цели может быть применена стратегия диверсификации производства.
Реализация стратегии диверсификации является сложным и трудоемким процессом, который слабо изучен на отечественных предприятиях, поэтому для успешного ее осуществления необходимо разработать программу обеспечения диверсификации производства, а также
эффективную и простую в использовании методику, позволяющую
подготовить ее экономическое обоснование.
Программа экономического обоснования диверсификации производства должна определять соответствие целей диверсификации общей стратегии развития предприятия, учитывать емкость рынка новой продукции, полученной в результате диверсификации производства, определять величину дополнительного дохода, полученного в результате реализации новой продукции. С учетом этих и других характерных задач в процессе исследования была разработана программа экономического обоснования диверсификации производства на машиностроительных предприятиях, состоящая из четырех этапов (см.рисунок).
На первом этапе происходит выбор целей диверсификации. Каждое предприятие при проведении диверсификации производства преследует определенную цель (увеличение прибыли, лидерство в определенной отрасли, снижение зависимости от сезонности продаж и т.д.), однако следует учесть соответствие этих целей общей стратегии развития предприятия, которая представлена в виде критериев. В качестве критериев рассматриваются наиболее важные предприятия, параметры, характеризующие реализацию общей стратегии развития предприятия. Соответствие данных параметров целям определяется путем простановки весов для каждого критерия.
Программа экономического обоснования диверсификации производства.
На втором этапе специалистами маркетинговой службы предприятия проводится плановая калькуляция себестоимости продукции. В результате проведения маркетинговых исследований определяется отпускная цена и объем выпуска (реализации) планируемой к производству продукции в результате диверсификации производства.
На третьем этапе определяется дополнительный доход, который