Анализ создания и развития ФПГ в ведущих развитых странах.
Так как сама идея стимулирования создания ФПГ с самого начала основывалась на использовании зарубежного опыта, необходимо проанализировать основные характеристики этих моделей.
· В США лицо промышленности определяет 100 многоотраслевых корпораций, представляющих по сути дела высоко – интегрированные финансово-промышленные группы. Согласно официальным данным, на их долю приходится от 55 до 60% ВНП США. Здесь занято 45% рабочей силы. Выполняется до 60% инвестиций. Каждая из 100 обследованных американских компаний насчитывает в совеем составе предприятия 25 отраслей, 35 фирм работают в 32 отраслях промышленного производства, 10 – в 50. Американская модель ФПГ создавалась с учетом рыночно ориентированной финансовой системы, на основе высокого уровня развития рынка капитала, широкого набора различных финансовых инструментов. Изначально высокий уровень развития промышленных корпораций, надежность акций которых не вызывала сомнений, во многом облегчил процесс привлечения дополнительного капитала. Промышленные предприятия увеличивали капитал главным образом за счет новых эмиссий акций. Поэтому практически отпадала необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения их основного капитала. Функции банков сводились лишь к аккумулированию сбережений, предоставлению краткосрочных кредитов, осуществлению на внешнем рынке операций с ценными бумагами, но без непосредственного участия в управлении предприятиями. Кроме того, на процесс создания ФПГ оказало антимонопольное законодательство США, которое во многом затрудняло сращивание банковского капитала с промышленным. Кредитно – банковские учреждения были жестко ограничены в формировании портфеля вложений и возможностях контроля корпораций. На сегодняшний день в США получили распространение два основных типа ФПГ, отличающихся между собой центром, вокруг которого выстраивается вся группа. В первом случае консолидирующим ядром ФПГ выступает банковский холдинг, во втором – производственно – технологический комплекс. К наиболее известным ФПГ США, основу которых составляют крупнейшие финансовые институты, относятся группы «Чейз», «Моргана», «Мелона» и т.д. В большинстве случаев данные группы имеют схожую историю создания и развития, а также одинаковое строение. Многие промышленные корпорации США сами создали мощные финансово – инвестиционные структуры: General Motors – General Motors Acceptance Corp., General Electric – General Electric Capital Services и т.д. Вместе с тем это не карманные банки, выполняющие функции внешней бухгалтерии и выступающие в качестве инструмента привлечения дешевых кредитов. Это крупные самостоятельные учреждения с интересами, выходящими далеко за пределы собственной группы. Например, General Electric Capital Services осуществляет свою деятельность более чем в 20 направлениях сферы услуг, на нее приходится до 35% консолидированного дохода всей корпорации «GE», причем большая часть дохода формируется на операциях вне группы. General Motors Acceptance Corp. Является крупнейшим в США источником коммерческих кредитов и владеет сберегательными и кредитными компаниями во многих штатах. Все перечисленные корпорации носят транснациональный характер. Характерной чертой данных групп является преобладание вертикальной составляющей над горизонтальной.
· Развитие Японской промышленности с момента ее возникновения во 2 половине 19 века до конца 2 мировой войны в значительной степени основывалось не на свободной конкуренции, а на государственных заказах. Правительство императора Мэйдзи в 1868 году продало по крайне низким ценам государственные предприятия нескольким семьям крупных чиновников и феодалов. Корпорации, находившиеся в семейном владении, получили название дзайбацу. Первоначально в Японии было только 4 дзайбацу, которые, став холдинговыми компаниями, контролировали развитие всей японской экономики путем владения контрольным пакетом или значительной частью акций других компаний. Банк, принадлежащий дзайбацу, финансировал эти компании, а торговая компания дзайбацу реализовывала их продукцию. Вплоть до 1945 года 4 крупнейших дзайбацу «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда» доминировали в японской экономике. После 2 мировой войны дзайбацу были распущены, а их собственность передана многочисленным новым компаниям. Так, собственность «Мицуи» была разделена между 180 компаниями. Были запрещены деятельность холдинговых компаний, владение компаний акциями друг друга и участие их представителей в советах директоров других компаний. Таким образом, были объявлены незаконными важнейшие механизмы, использовавшиеся дзайбацу для контроля над зависимыми компаниями. Однако, банки дзайбацу не были реорганизованы и они стали основой для развития отдельных кэйрэцу. Кэйрэцу представляют собой современные объединения японских фирм, обладающих многими чертами дзайбацу. Фирмы, входящие в состав кэйрэцу, принадлежат к различным отраслям промышленности. Между ними поддерживаются тесные связи, характеризующиеся следующими чертами: 1.взаимное владение акциями друг друга 2.наличие собственной системы финансовых учреждений и взаимных финансовых обязательств, совместное финансирование крупных проектов 3.объединение фирм – членов кэйрэцу для реализации крупных и перспективных проектов 4.наличие обязательств взаимных поставок материалов и комплектующих изделий между компаниями – членами кэйрэцу 5.организация общей универсальной торговой фирмы Кэйрэцу существуют как в форме горизонтально – интегрированных конгломератов, так и в форме вертикально – интегрированных объединений. В состав конгломерата входят компании, функционирующие в различных сферах экономики, их деятельность координируется банком или торговой компанией. Например, деятельность широко известной группы конгломератного типа «Мицубиси» координируется торговой компанией Mitsubishi Corporation и банком Mitsubishi Bank. В состав группы входит 35 компаний, функционирующих в области страхования, строительства, пищевой промышленности, машиностроения, электронной промышленности, транспортного машиностроения, оптического приборостроения, судостроения, торговли недвижимостью и складского хозяйства. Связь между компаниями в составе конгломерата «Mitsubishi» осуществляется через взаимное владение акциями друг друга, финансирование участников кэйрэцу одним банком, использование торговой компании кэйрэцу для маркетинга в интересах компаний – участниц и выполнения совместных проэктов, а также через совместные капиталовложения в новые технологии. На долю акций, которыми взаимно владеют члены кэйрэцу «Mitsubishi», приходится от 14 до 22% стоимости капитала компаний, входящих в ее состав. (В целом на долю всех кэйрэцу приходится 60% акционерного капитала страны). Следствием взаимного владения акциями для процесса коммерциализации является уменьшение стимулов к получению компаниями краткосрочных прибылей и стимулирование сотрудничества между ними в различных областях. Компании в составе вертикально – интегрированных кэйрэцу, также как и в конгломератах, связаны совместным владением акций, банком-координатором и сотрудничеством в выполнении совместных проектов. Специфическими для них являются связи типа продавец – покупатель, продуцент – дистрибьютор. Крупнейшими кэйрэцу этого типа являются Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Фуйо, Да – Ичи, Санва. Согласно официальным данным, совокупный годовой объем продаж 6 групп – гигантов составляет примерно 14 – 15% ВНП страны. Если считать, что общий годовой оборот составляет порядка 4 трлн. долл., то на эти группы приходится 500 млрд. Они контролируют (с учетом входящих в них компаний) примерно 59 %, а по некоторым оценкам и до 75% общей суммы промышленных активов страны. Опыт японских ФПГ на сегодняшний день стал основой для переосмысления принципиальных вопросов, касающихся оптимальной организации хозяйственного оборота в любой стране, в любой экономике.Успехи японских компаний в конкурентной борьбе объясняются в значительной мере отличным от американского подходом к ведению бизнеса. Американцы придерживаются политики получения максимальной прибыли в кратчайшие сроки, японцы – инвестирования средств в разработки и дальнейшую коммерциализацию взаимно связанных рынков и продуктов. Особенно резкое различие в подходах к коммерциализации продукции можно проследить на примере автомобильной и радиоэлектронной промышленности. По мнению экспертов, отставание американской автомобильной промышленности вызвано не низким уровнем организации труда или качества продукции, а в основном отсутствием у американских автомобилей некоторых потребительских характеристик, наличествующих у машин их конкурентов. Особенно ярко это отставание проявилось при разработке автомобиля будущего. В его конструировании большее, чем ранее, участие принимает радиоэлектронная промышленность. Так, например, из японского автомобиля можно поддерживать связь с домом и офисом водителя, радиоэлектронные средства могут определять дислокацию автомобиля на местности, сообщать о дорожных условиях, позволять управлять из автомобиля электронным оборудованием дома: регулировать температуру помещения, включать и выключать системы тревожной сигнализации, закрывать и открывать двери гаража, устанавливать температуру в печи СВЧ, а также иметь в машине факс, видеомагнитофон и т.д. В Японии комплектация автомобиля таким радиоэлектронным оборудованием не представляет труда вследствие тесных связей между компаниями в рамках кэйрэцу и различного рода соглашений между ними о сотрудничестве. В США осуществить такую комплектацию практически невозможно, так как значительная часть данного данного радиоэлектронного оборудования просто не производится. Японские же продуценты не заинтересованы в предоставлении иностранным фирмам конкурентоспособного электронного оборудования, так как они в большей степени интегрированы с национальными компаниями – продуцентами автомобилей. Таким образом, высокая конкурентоспособность японских компаний в значительной мере определяется характером связей между ними. Из 100 крупнейших промышленных фирм Японии 70 являются членами той или иной кэйрэцу.