Анализ создания и развития ФПГ в ведущих развитых странах.
В мире накоплен значительный опыт создания и развития ФПГ, ставшей, как уже отмечалось, преобладающей корпоративной формой. Структура и характер высокоинтегрированных объединений в отдельных странах обнаруживают как схожие черты (чему в первую очередь способствует деятельность транснациональных ФПГ), так и заметные отличия. В значительной степени отличия в составе и структуре каждой конкретной финансово-промышленной группы обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами и определяются индивидуально, на основе учета состояния производства и рынка, но прежде всего специфики законодательного регулирования роли финансовых организаций в вопросах корпоративной собственности и управления.
Экономика развитых стран демонстрирует многообразные формы организационно-хозяйственного взаимодействия межкорпоративных объединений и построения на их основе финансово-промышленных групп. Продолжающийся и сегодня процесс формирования ФПГ проходит в развитых странах несколькими путями:
· Через поглощение и слияние, в результате чего головная фирма овладевает контрольными пакетами акций
· Посредством объединения фирм банками, при их непосредственном участии и контроле за деятельностью последних
· За счет отпочкования от головной компании дочерней, диктуемого различными причинами, в частности, для придания большей самостоятельности последней (с сохранением контрольного пакета акций). Иногда ФПГ просто делится на несколько самостоятельных компаний (как, например, «ФИАТ» в 80-е годы XX века).
В зависимости от того, каким путем происходило формирование ФПГ, регулирование их деятельности в развитых странах осуществляется различными путями:
· Координация деятельности обеспечивается перекрестным владением акций
· Роль координатора играет банк или финансовое учреждение (группа Рокфеллера)
· Управление осуществляется головной компанией на основе отношений «матери» и «дочерей» в группах холдингового типа.
Для стран с банковско-ориентированной финансовой системой (континентальная Европа и Япония) исторически характерен сравнительно низкий уровень развития финансовых рынков, прежде всего фондового (рынка рискового капитала). Это ограничивает возможности диверсификации вложений. Сбережения трансформируются, главным образом, в форму краткосрочных и долгосрочных кредитов через сеть коммерческих банков и других сберегательных институтов. Значительная доля всех финансовых контрактов сосредоточена в руках самих банков, а их кредитная политика прямо направлена на финансирование промышленных корпораций. В Японии в 70-х годах XX вв. на эти цели направлялось 80-90 % кредитных ресурсов, в то время как в США только 40%.
В отличие от рыночно-ориентированной системы в банковско-ориентированных системах коммерческие банки, как правило, не имели и не имеют сейчас строгих ограничений в выборе вложений и контроле над деятельностью корпорации. Это, в первую очередь, связано с тем, что на начальных стадиях своего развития промышленность остро нуждалась в дополнительных финансовых ресурсах, но была не в состоянии создавать их самостоятельно без финансово-кредитной системы. Уровень рентабельности был недостаточен для того, чтобы она могла развиваться за счет реинвестирования собственной прибыли. По этой же причине промышленные корпорации не могли аккумулировать дополнительный капитал путем размещения очередных эмиссий акций среди населения.
В таких условиях банки вынуждены были совмещать функции долгосрочного кредитования промышленных предприятий и контроля за их деятельностью, поскольку только в этом случае можно рассчитывать и на эффективность использования самих кредитных вложений. Банки либо непосредственно через систему участия в промышленных корпорациях, в том числе путем приобретения от своего имени дополнительных выпусков акций, либо через учреждение специальных обществ финансирования обеспечили дополнительный приток капитала в производственный сектор экономики.
Снабжая промышленность финансовыми ресурсами, банки получали и расширяли соответствующие права контроля, включая обладание контрольным пакетом акций промышленных предприятий. Сотрудничество с государственным аппаратом – черта, свойственная многим ведущим банкам этих стран. Вместе с тем в странах с банковско-ориентированной финансовой системой также нет единообразия в организационном строении и принципах регулирования внутригрупповых отношений действующих ФПГ. В одних случаях создавались и поддерживались «национальные чемпионы» (Франция, Италия) – наиболее крупные и конкурентоспособные на мировом рынке национальные фирмы, в других – формировались олигополистичные рыночные структуры с доминированием в них мощных вертикально и горизонтально интегрированных финансово-промышленных объединений, на которые делалась основная ставка в прорыве на мировой рынок (Япония, Южная Корея).