Расчет экономического ущерба от загрязнений
Крупные природопользователи Атырауской области не имеют контроля за своей деятельностью со стороны государственных органов. Нередко нефтяники, зная дебит скважины и норму выемки, ведут интенсивную выкачку нефти, не контролируемую никем. На сегодня находится в разработке 99% разведанных еще советскими геологами скважин. Например, сейчас "Тенгизшевройл" ведет добычу на 48 скважинах. Но и разведку это предприятие должно вести на скважинах такого же количества. На завтра мы ничего не сможем оставить свои детям, уже сегодня делая будущие поколения нищими. На факелах ТШО было сожжено 17 миллионов тонн газа, тогда как он должен был быть использован для вторичной закачки в недра. На Тенгизском комплексе в площадке хранения серы скопилось 4,6 миллиона тонн.
Из-за низкой эффективности геологоразведочных работ наблюдается отставание объема прироста запасов от объема погашенных запасов. За последние десять лет, например, на суше открыты лишь незначительные по запасам нефтяные месторождения. На сегодняшний день не существует ни одного серьезного документа, анализирующего экологическую ситуацию в регионе. Для принятия законодательных актов тех исследований, результаты которых сейчас имеются, недостаточно. Например, чтобы принять какое-либо решение по Тайсойганскому полигону, необходимо послать запрос в министерства обороны Казахстана и России, чтобы точно знать, какие испытания, в каком количестве и в какое время проводились в этой зоне. Начальник Атырауской инспекции охраны и использования недр Болат Утебаев внес предложения по изменению закона "О недрах и недропользовании". Он сказал: «Трудности в работе возникают тогда, когда неточности или неоднозначность трактовки закона или правил используются недропользователями в их интересах». Он предложил в статье закона "О нефти" о "сжигании попутного или природного газа при разведке и добыче" убрать слово "добыча". Так как действующие правила позволяют сжигать газ только при разведочных мероприятиях. А проекты, где не решены проблемы использования газа, вообще не должны работать. Должен быть четко определен порядок действий при прекращении недропользования.
Например, до сих пор не приступали к работе по консервации четырех месторождений ОАО "Казахойл-Эмба", четырех карьеров ОАО "Индерстройиндустрия". Работы там были давно прекращены, и про них благополучно забыли.
После ликвидации предприятий до 1996 года остались не законсервированными карьеры гипсового камня "Черноречинский", песчано-гравийной смеси "Эмбинский", нефтебитумных пород "Мунайлы-Мола". На двух последних работы по предписанию прокуратуры были начаты, но до сих пор не завершены. Было также предложено исключить из законодательства положение о предоставлении права недропользования на совместную разведку и добычу. Ведь есть такие факты, когда предприятия, имеющие контракт на разведку и добычу, обнаружив коммерческие запасы минерального сырья, без государственной экспертизы и горного отвода приступают к его добыче и реализации под видом попутной.
В настоящее время правительством не определено ведомство, которое бы отвечало за их техническое состояние и производило бы ремонтно-профилактические работы. Сегодня 900 скважин не числятся ни на чьем балансе. Кроме того, сейчас нет ни одного документа, который бы определял методику оценки загрязнения недр, регламентировал бы объем ущерба и сумму штрафов. Существуют сейчас лишь временные "Правила определения и взимания штрафов за нерациональное использование недр при добыче и переработке полезных ископаемых", разработанные в прошлом году, но пока и они не действуют.