Максимизация прибыли
Все изложенное выше позволяет более полно определил. экономическую и социальную роль прибыли в процессе предпринимательской деятельности, в рыночной экономике в целом. При этом можно было бы указать на следующие узловые вопросы этой проблемы:
• уже абсолютная величина прибыли свидетельствует о том что предприятие ведет свое дело динамично и эффективно;
• относительная величина прибыли, взятая в затратной форме, т. е. как отношение прибыли к издержкам (прибыль: издержки * 100), характеризует степень привлекательности производства того или иного товара или услуги;
• норма прибыли, взятая как отношение прибыли к заработной плате (прибыль предприятия: фонд оплаты труда*100) характеризует эффективность использования трудовых ресурсов, соотношение между необходимым и прибавочным продуктом в рамках предприятия;
• норма рентабельности или относительная величина прибыли, взятая в ресурсной форме как отношение массы прибыли к основному капиталу предприятия (прибыль предприятия: основной капитал*100) характеризует степень эффективного или, напротив, неэффективного использования материальных, вещественных факторов, и прежде всего средств труда;
• норма рентабельности, взятая как отношение массы прибыли ко всему авансированному капиталу предприятия (прибыль предприятия: капитал авансированный*100) характеризует эффективность использования всех наличных ресурсов предприятия - материальных, нематериальных, трудовых и финансовых;
• норма рентабельности, взятая как отношение массы прибыли к общей величине валовой выручки от реализации продукции предприятия (прибыль предприятия: выручка от реализации*100), характеризует эффективность торгового оборота предприятия, ее деятельности непосредственно на рынке;
• норма рентабельности, взятая как отношение массы прибыли к средней величине оборотных средств (прибыль предприятия: оборотные средства *100) характеризует действенность использования текущих активов предприятия;
• норма прибыли, взятая как отношение массы прибыли к добавленной стоимости (прибыль предприятия: добавочная стоимость* 100) характеризует эффективность производственной деятельности предприятия в ее чистом виде, т. е. без учета стоимости промежуточной продукции купленной у фирм-поставщиков;
• абсолютная величина прибыли является материальной основой возрастания капитала предприятия, базой для накопления за счет собственных источников; одновременно прибыль является ориентиром, своеобразным экономическим указателем для новых вложений капитала, для инвестиций;
• растущая абсолютная и относительная величина прибыли служит источником роста дивидендов акционеров и заработной платы работников предприятия[14].
В конечном счете прибыль выступает не только как критерий эффективности всей предпринимательской деятельности, но и как надежное средство в конкурентной борьбе, как движущий мотив и главная цель предпринимательской деятельности, хотя прибыль и не является единственной целью в системе коммерческого расчета. В условиях классического рынка именно прибыль отвечает на три основных вопроса: что, как и для кого производить данный товар?
Объективная экономическая роль прибыли в рыночной хозяйственной системе предопределяет также субъективные мотивы и действия предпринимателей. Весьма образно и метко по этому поводу писал секретарь тред-юниона в машиностроительном производстве Лондона Т. Дж. Даннинг, которого в своем капитальном труде цитирует К. Маркс: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы. При 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать, тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами»[15].